Адиль Каукенов: Китай понимает, что его проекты должны быть конкурентоспособными

Адиль Каукенов: Китай понимает, что его проекты должны быть конкурентоспособными

 

То, что работу Евразийского экономического союза все чаще сравнивают с Китаем в разрезе проекта «Один пояс, один путь», - закономерная тенденция. Такое мнение высказал известный политолог, генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINA CENTER Адиль КАУКЕНОВ на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», посвященном социальному измерению евразийской интеграции.

«В этом смысле Китай особо интересен. В этой стране высокий уровень научной проработки любого продукта производства, умение работать в условиях конкуренции. Если Китай предлагает проект, то он изначально понимает, что с кем-то будет конкурировать. Поэтому они предлагают проекты таким образом, чтобы они были интересны всем, в том числе и простым людям», - подчеркнул Адиль Каукенов.

В то же время, по его мнению, для ЕАЭС подобная работа - больной вопрос, ведь «обыватель не всегда понимает, что он получит от интеграции. И чем дальше идет процесс, тем больше возникает вопросов. Например, россиянин читает новости о том, что кыргызские мигранты отправили рекордное количество денежных переводов на Родину. Россиянин, понятно, связывает это с интеграцией и думает, что эти деньги «уплыли» из страны. А казахстанец читает новости о том, что внедрили повышенные пошлины на автомобили, а затем еще внедрят систему «Глонасс». И это он связывает с интеграцией, думая, что скоро все будут передвигаться на «Ладе Гранта» и «Ладе Калина». Стереотипы в этом вопросе очень сильны», - заметил Каукенов.

Продолжая сравнение с китайской инициативой политолог напомнил речь китайского лидера Си Цзиньпина в Назарбаев университете, который сказал, «что в китайском варианте интеграции не только транспортная тематика, а также и политическая, финансовая, экономическая и культурно-гуманитарная. Результат - тысячи наших студентов учатся в Китае. Ведь интеграцию должны делать кадры.

Как отметил Адиль Каукенов, «мало понимания в аппарате самой Евразийской экономической комиссии того, что интеграцию делают люди. Например, в Китае чтят образовательную важность и выделяют гранты под людей, которые завтра эти проекты интеграции будут реализовывать.

«Важно оживить дискурс осмысления того, что нам дает интеграция, что мы должны требовать от наднациональных органов. В образовательном плане нам нужно не только высшее образование, но и среднее, ведь нас сильно роднит русский язык. К сожалению, у части российских обывателей сдержанный взгляд по отношению к Центральной Азии. Потому что образ региона еще со школьной программы не очень притягательный», - указал эксперт.

В подтверждение этого тезиса Каукенов привел «советские фильмы про басмачей, книги про татаро-монгольское нашествие, где степняк представлялся врагом. При этом не говорится о том, что когда пришли тумены и разбили алано-кыпчакский союз, кыпчакский хан Котян поехал к своему родственнику, рязанскому князю Мстиславу. А когда говоришь о том, что мать Невского была половчанка, то есть кыпчачка - это вызывает непонимание. Даже в современной серии мультфильмов «Три богатыря» Соловей Разбойник - обязательно раскосый азиат. Зачем это сейчас?», - с сожалением отметил спикер.

«Мы бросились в интеграцию, не ответив самим себе, как мы ее видим, что получим, что от нее требовать, есть ли у нее социальное наполнение, какие люди будут делать эту интеграцию. Если это люди, которые друг другу не доверяют, то интеграция будет идти медленно, со скрипом и неудачно. Если привести в пример Европейский Союз, то он участникам нравится, хотя французы с немцами постоянно воевали, но вот это ощущение общности Европы было добыто. И тогда процесс пошел», - резюмировал Адиль Каукенов.

Следите за новостями zakon.kz в: