Роль пленарных заседаний областных судов при отборе кандидатов на вакантные судейские должности

Роль пленарных заседаний

областных судов при отборе кандидатов

на вакантные судейские должности

 

Мурат Амангельдиевич Хожабергенов,

Член Высшего Судебного Совета, судья

 

 С 2016 года началась практическая реализация 17 шага Плана Нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности, введены институты оценки профессиональной деятельности и поручительства для участников конкурса на вышестоящие и руководящие судейские должности. При областных судах для оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи образованы Советы по взаимодействию с судами, а пленарные заседания принимают участие на всех этапах подготовки и отбора судей:

1) при рассмотрении итогов стажировки кандидатов на должность судей районных и приравненных к ним судов;

2) при участии судей в конкурсе на занятие вакантных должностей судей областных и приравненных к ним судов;

3) после подачи участниками конкурса документов в Высший Судебный Совет - «Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда после подачи документов в Совет должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы.

Участники конкурса на должность судьи областного суда после подачи документов в Совет должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы.

В случае, если участники конкурса на должность судьи областного суда работают или проживают в том же регионе, в котором находится суд, на должность судьи которого они претендуют, получение повторного заключения пленарного заседания областного суда не требуется».

При прохождении стажировки кандидат в судьи изучает специфику работы в районном и приравненном к нему суде, приобретает необходимые практические и организаторские навыки для работы в должности судьи. После прохождения стажировки пленарное заседание областного суда, изучив деловые, профессиональные и моральные качества стажера-кандидата, принимает заключение. Данный порядок обусловлен тем, что судейское сообщество принимает непосредственное участие в подготовке кандидата в становлении его личности как судьи. Это существенно повышает уровень знаний и готовности кандидата к исполнению обязанности судьи и осуществлению правосудия.

Что касается судей, участвующих в конкурсе на занятие вакантных должностей судей областных судов, то порядок их отбора и дача заключения пленарным заседанием обусловлена тем, что эти кандидаты являются частью судейского сообщества, их профессиональные и моральные качества известны членам пленарного заседания. При принятии заключения пленарное заседание обращает внимание на стаж работы кандидата в качестве судьи, на безупречную репутацию и качество отправления правосудия. Для кандидатов на должность председателя районного суда также учитываются и организаторские способности. Именно эти признаки имеют значение при назначении их на вышестоящую должность в рамках принципа меритократии.

Еще одним этапом для кандидатов в судьи является получение заключения пленарного заседания после подачи участниками конкурса документов в Высший Судебный Совет. На данном этапе пленарное заседание дает оценку не только профессиональным навыкам, но и морально-нравственным качествам кандидата.

Таким образом, одним из главных задач работы пленарных заседаний областных судов является выявление наиболее подготовленных и грамотных специалистов на судейские должности.

Практика показала, что при рассмотрении кандидатур на вакантные должности судей для участия в пленарном заседании приглашают представителя Совета по взаимодействию с судами для обсуждения их заключений и решения принимается с учетом мнения последнего. То есть при принятии решения пленарное заседание обращает внимание не только на высокий уровень знаний и профессиональные качества претендентов в судьи, но и на морально-нравственные качества и безупречную репутацию кандидата. При этом эти институты не являются формальными, а всесторонне рассматривают кандидатов, после чего представляют свою оценку в Высший Судебный Совет.

Именно эффективность работы пленарных заседаний в данном направлении предоставляет Высшему Судебному Совету возможность осуществить качественный отбор кандидатов на судейские должности.

В истекшем году Высшим Судебным Советом были объявлены 3 конкурса.

Из числа 944 кандидатов, допущенных к участию в конкурсах, 103 получили отрицательное заключение пленарных заседаний областных судов.

В большинстве случаях основаниями для дачи отрицательных заключений явились: низкие показатели в работе; низкая квалификация; отсутствие безупречной репутации; несоответствие морально-этическим требованиям.

Необходимо отметить, что эти индикаторы позволили в целом достичь положительных результатов при отборе кандидатов на вакантные судейские должности, и свидетельствуют об эффективности работы пленарных заседаний областных судов. Известно, что именно от деловых, моральных, нравственных качеств судьи в значительной мере зависит защита прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в судебном процессе. Именно качественный отбор судей является комплексным результатом деятельности всей судебной системы.

 

Следите за новостями zakon.kz в: