«Все актуальные вопросы здравоохранения, поднимаемые общественностью, нашли свое отражение в проекте изменений, предлагаемых в Госпрограмму «Денсаулық» на 2016-2019 гг., которые мы просим сегодня рассмотреть и одобрить к реализации», — сказал министр, отмечая, что МЗ РК были проанализированы официальные обращения, обсуждения и публикации в СМИ и социальных сетях.
Кроме того, наиболее острые проблемные вопросы здравоохранения были рассмотрены на заседаниях Общественного совета. Также были учтены рекомендации от различных НПО.
Таким образом, по словам Биртанова, все ключевые вопросы системы здравоохранения были разделены на шесть групп: качество услуг; дефицит квалифицированных кадров; лекарственное обеспечение, обновление медицинского оборудования; а также информирование населения по вопросам внедрения ОСМС; прозрачность и транспарентность системы здравоохранения; низкий уровень здоровья граждан.
В целях повышения качества медпомощи, особенно на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), Министерство здравоохранения в рамках Госпрограммы планирует принять ряд необходимых мер. Так, до конца следующего года МЗ РК планирует снизить нагрузку на врача общей практики через создание новых участков и развитие малых форм ПМСП, в том числе через государственное частное партнерство.
«До конца 2019 г. местным исполнительным органам необходимо снизить нагрузку до 1700 человек на одного врача», — сказал Биртанов.
В рамках дальнейшего развития семейной врачебной практики будет проведена трансформация диспансеризации в программы управления заболеваниями, определяющих более 60% причин смертностей.
«К 2020 г. охват программами управления заболеваний будет увеличен с 11% до 30% пациентов, состоящих на учете по трем заболеваниями (артериальная гипертензия, сахарный диабет и хроническая сердечная недостаточность). В этой связи, местным исполнительным органам необходимо провести обучение всех врачей и медицинских сестер ПМСП по данной программе к 2020 г.», — доложил министр.
Кроме того, Елжан Биртанов указал на необходимость продолжить цифровизацию деятельности всех поликлиник через полный переход на безбумажный оборот, тем самым это позволит снизить излишнюю нагрузку на медицинский персонал.
Другой аспект улучшения качества медпомощи направлен на обеспечение безопасного родовспоможения и снижения материнской смертности. Госпрограммой предусматривается дальнейшее повышение квалификации медицинских работников, доведение укомплектованности медицинских организаций акушерами-гинекологами и анестезиологами-реаниматологами до 95%.
«Акиматам необходимо обеспечить наем и закрепление всех необходимых специалистов, а также своевременное взятие на учет и динамическое наблюдение всех беременных. В соответствие с нормативом сети обеспечить интеграцию монопрофильных больниц в многопрофильные, в том числе роддома и перинатальные центры. Необходимо полное оснащение медицинских организаций оборудованием в соответствии с минимальными стандартами оснащения. Местным исполнительным органам необходимо обеспечить обучение всех работников скорой помощи и больниц, внедрить утвержденный стандарт», — озвучил Е. Биртанов.
В рамках мер по улучшению качества медицинской помощи предусмотрены инициативы по совершенствованию инфраструктуры здравоохранения: это законодательное закрепление компетенции министерства по утверждению Единого перспективного плана развития (законопроект внесен в Мажилис Парламента). ЕПП подразумевает приведение всей сети медицинских организаций к утвержденному в республике стандарту.
Также в текущем году запланировано строительство 35 объектов на сумму 31 млрд тг. В 2019 г. запланированы строительно-монтажные работы на 33 объектах на сумму 55,6 млрд тг, где источником финансирования более 60% будут частные инвестиции.
В рамках улучшения кадровой обеспеченности и повышения уровня квалификации медицинских работников с 2019 г. в рамках Госпрограммы запланировано несколько мероприятий. Среди них: внедрение дополнительного экзамена для отбора в медицинские ВУЗы и колледжи; законодательное закрепление обязательной независимой оценки выпускников. По словам министра здравоохранения, будет усилена ответственность акиматов по оказанию мер социальной поддержки молодым специалистам (необходимо довести с 32% до 60%).
«Уважаемые акимы! Вопросы обеспеченности кадрами в сельской местности, их мотивация, социальная поддержка — в ваших руках! Озвученные проблемы прошу взять на личный контроль», — сказал Е. Биртанов.
Одним из наиболее актуальных вопросов является соблюдение прав граждан на лекарственное обеспечение. В рамках Госпрограммы предусмотрено обеспечение персонализированного электронного учета выдачи всех бесплатных лекарств. Также запланирован запуск системы регулирования цен на все лекарства с 2019 г. и внедрение пилотной системы отслеживания лекарств. К 2020 г. будет обеспечен полный переход на электронный отпуск рецептурных препаратов через информационную систему лекарственного обеспечения.
В рамках обновления медицинского оборудования предусмотрено создание информационной системы Национальной базы медицинской техники, приобретение 150 единиц медехники в рамках бюджетных средств и по механизмам ГЧП в рамках Комплексного плана по борьбе с онкозаболеваниями, а также внедрение онлайн-мониторинга эффективности использования медтехники. В соответствии с Планом Нации «100 шагов» создан фонд, где накоплено 100,5 млрд тенге. С 1 января 2018 г. Фонд является единым покупателем услуг ГОБМП.
Для повышения прозрачности системы здравоохранения в рамках цифровизации запланированы запуск в промышленную эксплуатацию единой платформы интероперабельности, интеграция всех информационных систем; безбумажное ведение медицинской документации в отрасли с 1 января 2019 г.; синхронизация локальных электронных паспортов здоровья с национальным. По данным МЗ РК, уже сегодня 10 млн населения имеют запись в электронном паспорте здоровья. К 2020 г. 100% населения будут иметь электронный паспорт здоровья.
В соответствие с поручением Главы государства в мае т. г. утвержден План мер по управлению общественным здоровьем. Основные направления плана — это пропаганда здорового образа жизни с ежегодным бюджетом 2,3 млрд тг и охват 10-12 млн населения. В рамках пропаганды освещаются такие положения, как сокращение потребления сахара, соли, табака, алкоголя. Другими мерами по управлению общественным здоровьем намечено повышение эффективности проведения профилактических осмотров населения с охватом до 11,5 млн человек.
Таким образом, в новой редакции Государственной программы «Денсаулық» пересмотрены в сторону повышения индикаторы «Уровень ожидаемой продолжительности жизни» и «Уровень удовлетворенности населения». С учетом методологии Программы развития ООН пересмотрен индикатор «Индекс здоровья». Также исключены 3 и внесены 6 показателей здоровья. Включены 24 новых мероприятия.
Елжан Биртанов подчеркнул, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей местных исполнительных органов в вопросах реализации программы. Создать региональные проектные офисы на местах по реализации мероприятий Госпрограммы «Денсаулық».
«Именно системный подход к мероприятиям Госпрограммы позволит нам эффективно выполнить намеченные задачи и обеспечить удовлетворение наших граждан качеством медицинской помощи», — заключил Биртанов.