Практику применения Предпринимательского кодекса Республики Казахстан обсудили в Алматы
11 октября 2018 года в г. Алматы Министерством национальной экономики совместно с АО «Институт экономических исследований» проведен круглый стол на тему: «Практика применения Предпринимательского кодекса Республики Казахстан».
Цель круглого стола - обсуждение актуальных вопросов реализации Предпринимательского кодекса, имеющихся пробелов и коллизий, а также определение дальнейших шагов совершенствования предпринимательского законодательства.
Для построения конструктивной дискуссии в работе круглого стола приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК, представители центральных государственных органов, квазигосударственного сектора, высших учебных заведений и представители бизнес-сообщества.
Директор департамента развития предпринимательства Министерства национальной экономики Асланбек Джакупов сконцентрировал внимание на итогах 3-х летней реализации Предпринимательского кодекса, являющийся на сегодняшний день основным законодательным документом, регулирующим деятельность бизнеса.
Асланбек Джакупов отметил, что основная цель введения Предпринимательского кодекса - это систематизация «функциональных» законов, регулирующих предпринимательскую деятельность в целом. Нормы Кодекса направлены на стимулирование добросовестности субъектов предпринимательства, а также выстраивание партнерских отношений между государством и бизнесом.
Заместитель руководителя экспертной группы по вопросам предпринимательства Гульнара Курбанбаева дала свою положительную оценку государственному регулированию в рамках Предпринимательского Кодекса.
«Применение регуляторных инструментов позволило за последние 3-5 лет существенно упорядочить систему госуправления предпринимательской деятельности, снизить издержки бизнеса, сделать транспарентными взаимоотношения бизнеса и власти» − отметила Гульнара Курбанбаева.
В частности, за период реализации Предпринимательского кодекса количество проводимых проверок снижено в 2,5 раза, существенно сокращено количество информационных инструментов, запрашиваемых у субъектов бизнеса, благодаря внедрению анализа регуляторного воздействия субъекты предпринимательства ограждены от ряда необоснованных требований.
Вместе с тем, анализ рассмотрения требований, предъявляемых к субъектам предпринимательства в рамках осуществления разрешительных процедур, государственного контроля, а также применения информационных инструментов, выявил ряд вопросов и проблем системного характера, требующих доработки, внесения изменений и дополнений в действующее законодательство РК.
О необходимости дальнейшего реформирования предпринимательского законодательства с целью обеспечения его единообразного толкования и применения как судами, иными правоприменительными органами, так и основными участниками предпринимательских отношений, а также о необходимости поэтапного расширения сферы предпринимательского кодекса в части регулирования отношений, свойственных только субъектам бизнеса, было отмечено в выступлении экспертов Международной академии стратегических исследований Алией Даутбаева-Мухтаровой и Естер Бабаджанян.
На потребность в дальнейших изменениях и дополнениях также обратил внимание Алдаш Айтжанов, президент АО «Центр развития и защиты конкурентной политики», дав оценку 4 разделу Предпринимательского кодекса «Экономическая конкуренция». По его словам, данная тенденция обусловлена рядом имеющихся проблем:
· неполное понятие субъекта рынка;
· отсутствие механизмов реализации принципа «экстерриториальности»;
· неприменимость норм законодательства регулирования конкуренции для новых (цифровых) рынков (онлайн платформы, большие данные, сетевые эффекты) и т.д.
Работа круглого стола сопровождалась конструктивной дискуссией, в ходе которого каждый участник имел возможность высказать свою точку зрения по сложившейся ситуации практики применения Предпринимательского кодекса. В частности, предпринимателями были затронуты вопросы ненадлежащего проведения общественных обсуждений на стадии разработки законопроектов, иерархии Предпринимательского и Гражданского кодексов, а также узкоспециализированные вопросы государственного регулирования по сферам деятельности.