Российские производители могут захватить рынок гербицидов Казахстана
Нам стоит серьезно отнестись к инициативам российской стороны и всесторонне изучить последствия от предлагаемых ими решений, а также сформулировать официальную позицию по каждой такой инициативе.
В последнее время казахстанское аграрное сообщество сталкивается с мощнейшим лоббированием интересов российских производителей средств защиты растений (СЗР) в Казахстане. Об этом заявил председатель Зернового союза Казахстана Нурлан Оспанов, передает Zakon.kz.
Так, в январе 2017 года на основании заявления производителей СЗР стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было начато антидемпинговое расследование в отношении поставщиков гербицидов из Европейского союза. По мнению заявителей, такие поставщики реализовывали гербициды на территории ЕЭАС по ценам ниже, чем на других рынках. И это, по их мнению, негативно сказывается на развитии российских и казахстанских производителей. Расследование завершилось в мае 2018 года. По результатам расследования Евразийской Комиссией было предложено ввести дополнительные таможенные пошлины против импортеров из стран ЕС в размере от 26 до 52 %.
«Так сложилось, что гербициды, производимые в России и Казахстане, как правило, имеют одну общую особенность - они производятся из действующих веществ, вышедших из-под патентной защиты. Причем по рецептуре, разработанной не авторами действующего вещества, а сторонними компаниями (часто из КНР). Такие гербициды не всегда учитывают постоянно растущие, а иногда и новые требования со стороны покупателей сельхозпродукции, например, к уровню содержания остаточных пестицидов и тяжелых металлов в сельхозпродукции», - рассказал Н. Оспанов.
В это же время западные компании предлагают на рынке новые препараты, разработанные на их научной базе, но которые еще находятся под защитой патентного права. Таким образом на рынке ЕАЭС предлагаются и «старые», и новые препараты. Причем «старые» препараты предлагаются также их разработчиками-западными компаниями, использующими в производстве «оригинальные» компоненты действующего вещества препаратов и собственную рецептуру, отработанную в новейших лабораториях и испытанную на различных рынках. Наряду с ними на рынке предлагаются такие же препараты китайского, российского и казахстанского производства, использующие действующие вещества китайского производства.
Вместе с тем, как отметил глава Зернового союза, антидемпинговое расследование почему-то проведено только в отношении поставщиков препаратов из Европейского союза и не затронуло препараты китайского производства. Несмотря на то, что объем импорта китайских гербицидов превышал объем импорта препаратов из ЕС, а также то, что по ценовым и качественным показателям китайские препараты являются основными конкурентами российских и казахстанских препаратов.
По его словам, инициаторы расследования ожидают, что применение антидемпинговой меры создаст условия для производителей из ЕАЭС для увеличения объемов производства гербицидов и их доли на этом рынке путем замещения производителей из Европейского союза, которые не смогут продолжать поставлять гербициды на рынок ЕАЭС по конкурентной цене.
«Но даже при этом следует учитывать тот факт, что ни российские, ни наши производители СЗР не производят на территории ЕАЭС основной компонент любого препарата - действующее вещество, которое в стоимости готового препарата составляет до 90%. Мы закупаем его в основном в Китае и всегда зависим от конъюнктуры китайского рынка и цен от их производителей. В последние годы китайское правительство ужесточает требования к своим заводам, что уже отражается на отпускной цене для наших производителей СЗР. А значит и на цене готового препарата казахстанского производства», - отметил Н. Оспанов.
Он также обратил внимание на тот факт, что казахстанские производители не могут нарастить экспорт в Россию из-за отсутствия регистрации и допуска наших препаратов на территорию РФ. Такой процесс может занимать порядка трех лет и стоить для казахстанских производителей СЗР до 250 тыс. долларов за один препарат. В то же время российские производители имеют в Казахстане широкий ассортимент препаратов, зарегистрированных и допущенных на территорию Казахстана.
Помимо этого, сказал он, предлагаемые российской стороной увеличение экспортных пошлин либо введение квот приведет к тому, что транснациональные компании-производители гербицидов локализуют производство исключительно в России (в этом заинтересованность России очевидна), и будут использовать преимущества ее членства в ЕАЭС для последующей реализации произведенной продукции в прочие страны-участницы ЕАЭС, включая Казахстан.
«Это может привести к печальным последствиям для казахстанских производителей СЗР, а также поставить наш рынок в зависимость исключительно от российских производителей. Учитывая, что мощности российских заводов могут не удовлетворить общую потребность рынка ЕАЭС, это может привести к дефициту в Казахстане СЗР и, как следствие - к увеличению цен на препараты. Недостаточное либо несвоевременное применение СЗР однозначно приведет к снижению производства сельхозпродукции в Казахстане. А это уже отразится на продовольственной безопасности Казахстана», - пояснил глава Зернового союза.
По его мнению, Россия этими мерами вынуждает транснациональные корпорации локализовать производство СЗР на территории ЕАЭС. Если это случится, то шансов у Казахстана развернуть локализацию у себя даже теоретических очень мало.
«Для транснациональных корпораций объем и платежеспособность российского рынка намного интересней, а умение российского правительства создать благоприятные условия, а также защитить интересы своих производителей и расширить им рынки сбыта в ЕАЭС демонстрируются регулярно. А что получит в этом случае Казахстан? На этот вопрос нет ясного ответа. Нам стоит серьезно отнестись к инициативам российской стороны и всесторонне изучить последствия от предлагаемых ими решений, а также сформулировать официальную позицию по каждой такой инициативе и придерживаться ее на всех уровнях принятия решений», - заключил Оспанов.