Договоры государственно-частного партнерства не разгружают бюджет - депутат
Гособязательства зачастую полностью покрывают стоимость проектов ГЧП.
На правительственном часе в Мажилисе Парламента РК по вопросам развития государственно-частного партнерства (ГЧП) депутат Нуртай Сабильянов указал на низкую инвестиционную привлекательность проектов ГЧП, передает корреспондент Zakon.kz.
Как отметил мажилисмен, сегодня наблюдается низкая инвестиционная привлекательность проектов ГЧП.
«По состоянию на 15 октября 2018 года заключено 443 договора ГЧП на сумму 1096 млрд тенге. При этом объем гособязательств составляет 1051 млрд тенге, а частных инвестиций - 334 млрд тенге. Соотношение «бюджетных средств - к привлеченным частным инвестициям» составляют три к одному, то есть на каждый 1 тенге частных инвестиций 3 тенге - это обязательства государства», - сказал Сабильянов.
Он указал, что механизмы ГЧП должны активнее применяться для «разгрузки» бюджетных расходов, но на деле картина совершенно иная.
«При этом разгрузки бюджета не происходит. Гособязательства зачастую полностью покрывают стоимость проектов, как, например, проекты по строительству и эксплуатации пункта пропуска «Нұр жолы», строительству Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), модернизации и эксплуатации системы освещения здания административно-технологического комплекса «Транспорт тауэр», - отметил депутат.
На его взгляд, это означает, что министерству национальной экономики следует активнее использовать формы ГЧП, замещать бюджетные средства частными инвестициями, выработать приоритетные направления для проектов государственно-частного партнерства, предполагающих максимальное снижение бюджетных затрат.
«Главой государства была отмечена важность широкого привлечения частных инвесторов не только при строительстве дорог, газопроводов, больниц, школ и других объектов, но и в ходе их реконструкции и технического обслуживания. Также требуется выработать инструменты стабильности заключаемых договоров и привлекаемых инвестиций из-за такого фактора, как валютные риски. Например, по концессионному проекту БАКАД переговоры были начаты еще в 2010 году с изначальным финансированием в долларах США. Из-за валютных колебаний стоимость проекта в тенге увеличилась в два раза. По этой и ряду других причин сдвинулись сроки подписания и реализации договора», - подчеркнул Сабильянов.
Как полагает парламентарий, в связи с этим уполномоченным органам необходимо максимально просчитывать возможные риски по проектам ГЧП и предусматривать механизмы по их снижению.
Ксения Давыдова, Астана