Перевозка грузов и багажа всеми видами транспорта январь-август 2019 года
Совокупные грузоперевозки всеми видами транспорта в РК за 8 месяцев текущего года увеличились до 2,7 млрд тонн, против 2,6 млрд тонн годом ранее.
Рост к соответствующему периоду прошлого года по итогам января-августа 2019-го составил 4%. Заметим, грузоперевозки показывают положительную динамику третий год подряд.
Среди регионов РК самый большой объём грузоперевозок зафиксирован в Карагандинской (533,6 млн тонн) и Восточно-Казахстанской (411,7 млн тонн) областях.
Наибольший рост зафиксирован в Восточно-Казахстанской (на 8,3% к прошлому году), Алматинской (на 7,2%, до 133,2 млн тонн) и Костанайской (на 5,7%, до 199,8 млн тонн) областях. В целом рост спроса на перевозку грузов и багажа отмечен во всех регионах страны.
По Туркестанской и Жамбылской областям информация по объёму перевезённых грузов отсутствует. При этом известно, что рост к январю-августу 2018 года составил для Туркестанской области 2,5% (годом ранее было перевезено 62,7 млн тонн), для Жамбылской — 0,2% (годом ранее было 62,7 млн тонн).
93% от всего объёма перевезённых грузов и багажа приходится на грузовой автотранспорт и железнодорожный транспорт. Объём перевезённых автотранспортом грузов за январь-август 2019 года вырос на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,2 млрд тонн. Доля грузового автотранспорта за год увеличилась с 82,5% до 83,1%.
Показатель железнодорожного транспорта в текущем году составил 263,6 млн тонн грузобагажа — на 1,2% выше, чем за январь-август 2018 года. Доля железнодорожного транспорта в грузоперевозках при этом сократилась с 10,1% до 9,8%.
Также известно, что доля трубопроводного транспорта составляет 7%, но информация по объёму отсутствует. Единственная информация, которую предоставляет КС МНЭ РК, заключается в том, что объём транспортировок в секторе сократился на 0,2% по сравнению с январём-августом 2018 года, когда было транспортировано 187 млн тонн. На остальные виды транспорта — воздушный, внутренний водный и морской — приходится 0,05% от всего объёма грузоперевозок.
С сфере развития грузовых автоперевозок в текущем году в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» работами по строительству и реконструкции охвачено 4,4 тыс. км автодорог республиканского значения. Помимо этого, со следующего года начнётся строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы, что должно сократить время доставки грузов на 2 суток, сообщает Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК. При этом, по данным телеканала КТК, на международных контрольно-пропускных пунктах всё чаще простаивают грузовые автомобили, КПП не справляются с большим количеством большегрузных автомобилей, вследствие чего образуются многокилометровые пробки.
Что же касается авиатранспорта, forbes.kz напоминает, что ещё в августе 2017 года национальные компании «Қазақстан темір жолы» и Air Astana объявили о создании к концу года новой авиакомпании для осуществления грузовых авиаперевозок. Спустя 2 года после исследования рынка и конкурентоспособности создание новой грузовой авиакомпании всё ещё не состоялось. По сообщению департамента по корпоративным коммуникациям Air Astana, «компания внимательно следит за развитием рынка грузовых авиаперевозок и сможет запустить проект при более подходящих условиях рынка».