В единственном экземпляре
Как не бывает двух одинаковых снежинок, так и ни один проект государственно-частного партнерства не будет полностью похож на другой. Хотя формально, все они создаются по одному закону, ну или двум как сейчас в России. А дальше в ход идут отдельные положения кодексов, постановлений правительства или иных подзаконных актов, которые подбираются самым тщательным образом для всестороннего удовлетворения отдельных интересов частных и публичных партнеров. На выходе получается уникальная в своем роде мозаика, сложенная из отдельных правовых документов.
Искусством составления таких произведений с проектной стоимостью в десятки миллиардов рублей обладают очень немногие консультанты. Именно поэтому из десятков, а иногда из сотен с помпой презентованных проектов претворяются в жизнь лишь единицы. Такова неутешительная статистика в странах постсоветского пространства, где от юристов, помимо профессиональных знаний и умений, требуется намного больше.
Тем более, ценен опыт тех, кто стоял у истоков этой ГЧП практики, кто довел до финансового закрытия, то есть хэппи-энда, десятки подобных историй (аэропорты, скоростные магистрали, больницы …).
Среди них - руководитель группы ГЧП юридической фирмы Capital Legal Services Юлия Антипова и партнер - Павел Карпунин. В этом году они стали первыми россиянами, получившими звания лучших юридических консультантов премии Росинфра. Лучшим же финансовым консультантом по версии главной «инфраструктурной премии» стала международная компания KPMG.
Эксперты Capital Legal Services приглашены выступить со своими кейсами на Казахстанском юридическом форуме, но уже сейчас они готовы поделиться с читателями деловой прессы республики тем, чему не учат в профильных вузах, не рассказывают на деловых конференциях и не пишут в торжественных пресс-релизах. Эксклюзивная информация из первых рук о закулисной стороне создания успешных ГЧП проектов.
Новые спальные кварталы растут в российских городах словно грибы после дождя. Проблема только в том, что кроме жилья там больше ничего не строится. Ни школ, ни больниц, ни поликлиник. У местных властей нет на это денег, у девелоперов - желания рисковать прибылью. Столица Сибири, полуторамиллионный Новосибирск, первым из российских городов решил справиться с проблемой самым современным рыночным способом. Через концессию. Только вот конкурс на строительство 7 поликлиник с треском провалился. На него никто не пришел. Вот оно - место и время - использовать механизм ГЧП, посоветовали юристы чиновникам и инвесторам.
Так в России в прошлом году стартовал крупнейший в сфере здравоохранения ГЧП проект стоимостью почти в 9 млрд рублей (~ 150 миллионов долларов), который реализовывает группа «ВИС» - строительно-инвестиционный холдинг, активно занимающийся в России инфраструктурными проектами. «Можно сказать, что мы были первопроходцами, - отмечает Юлия Антипова. - Порядок заключения соглашения подразумевал проведение оценки сравнительного преимущества проекта, и конечно имел много локальных специфических черт.»
«У представители Новосибирской области занимали очень жесткую позицию, - вспоминает Павел Карпунин. - Пришлось решать много вопросов: порядок предоставление земельных участков, распределение ответственности за подготовку территории внутри городской черты, порядок определения спецификации и комплектации оборудования... Но все же, главный вопрос для публичного партнера, это обоснование стоимости объекта ГЧП соглашения. Чтобы любые контролирующие и проверяющие органы могли однозначно понять - как и откуда взялась стоимость.
Сторонам удалось уложиться от инициации проекта до подписания соглашения в 11 месяцев. Для проектов такого типа, можно сказать, это своеобразный рекорд. Обычно эта такая работа занимает от полутора до двух лет. Торжественное подписание проекта создания новосибирской сети поликлиник состоялось весной этого года на инвестиционном форуме в Сочи. «А теперь все остальные инвесторы находятся в ожидании - что из этого получится, - говорит Павел Карпунин. - Хотят узнать реакцию проверяющих органов, прежде чем повторять эксперимент.»
Только ошибочно было бы думать, что созданная юристами CLS схема договоренностей частного и публичного партнера в этом конкретном проекте может быть скопирована на любые другие. Структурирование подобных сделок в чем-то схоже с живописью, любит сравнивать Юлия Антипова: «Когда художнику заказывают общий портрет сразу два заказчика, то консультанту нужно удовлетворить эстетические пристрастия обоих. Можно использовать любые стили, цвета и краски, лишь бы не нарушить каноны жанра и композиции, прописанные в национальном законодательстве. Ну, а новым заказчикам вряд ли подойдут копии старых портретов. Придется создавать новые», - образно описывает она смысл работы юриста в ГЧП.
Разбор успешных кейсов, сравнительный анализ рынка инфраструктурных проектов Росси и Казахстана, сотрудничество публичных и частных партнеров двух стран в рамках возможных общих проектов юристы CLS вместе со своими коллегами из казахстанской юридической компании Signum планируют обсудить на одной из панелей главного правового форума РК, который начнет свою работу в Алмате 30 сентября.