За последние 7 лет транзитный пассажиропоток увеличился в 45 раз — МИИР РК
На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина о развитии гражданской авиации в стране доложили министр индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, управляющий директор по транспорту и логистике АО «Самрук-Қазына» К. Алпысбаев, министр энергетики К. Бозумбаев, президент АО «Эйр Астана» П. Фостер.
Как подчеркнул в своем выступлении министр индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, отрасль гражданской авиации является одной из приоритетных на сегодняшний день.
«Динамика основных показателей в гражданской авиации демонстрирует рост. По итогам 8 месяцев т. г. количество обслуженных пассажиров увеличено на 6,3%, перевезено 5,6 млн пассажиров, что на 1,8% больше аналогичного показателя прошлого года. За последние 7 лет в 45 раз увеличился транзитный пассажиропоток. Этот показатель мы планируем довести до 1 млн транзитных пассажиров в текущем году», — проинформировал министр индустрии и инфраструктурного развития.
В целом в стране работают 59 авиакомпаний. 9 казахстанских авиакомпаний имеют допуск на полеты в страны Европейского Союза. На внутреннем рынке полеты по 54 маршрутам выполняют 8 казахстанских авиакомпаний. В Государственном реестре воздушных судов зарегистрировано 893 воздушных судна.
Сегодня согласно стандартам ИКАО по уровню безопасности полетов Казахстан занимает II место среди стран СНГ с показателем 74%, уровень безопасности аэропортов составляет 83%. Достижения Казахстана в области авиационной безопасности 24 сентября т. г. отмечены наградой Совета ИКАО.
В целом, отмечается рост и обновление парка воздушных судов, а также увеличение интенсивности полетов.
С 1 августа т. г. работает АО «Авиационная администрация Казахстана» со 100% государственным участием. Основными функциями данной организации является технический контроль и надзор за авиакомпаниями и воздушными судами, обучение персонала согласно стандартам ИКАО.
Теперь Казахстану техническую поддержку по внедрению европейских стандартов безопасности полетов будут оказывать ведущие европейские эксперты Британского агентства.
Одним из проблемных вопросов в отрасли гражданской авиации, как отметил Глава государства в своем Послании, — является высокая стоимость авиабилетов, которая в первую очередь зависит от таких факторов как: ценообразование на авиаперевозки, топливо и уровень пассажиропотока.
«Сейчас стоимость авиабилетов в основном формируется на основе рыночного и динамического механизма ценообразования (конкуренция, спрос, сезонность, праздничные и выходные дни). Государство равноудаленно от прямого регулирования и лишь создает конкурентоспособные условия для авиакомпаний. Только благодаря конкуренции мы снизим стоимость авиабилетов. Государство в свою очередь должно контролировать и осуществлять должный надзор за рынком. Поэтому для решения данной проблемы Министерством принимается ряд мер», — рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития.
В том числе — снятие всех ограничений на выполнение регулярных пассажирских рейсов казахстанскими авиакомпаниями по внутренним маршрутам, запуск первого национального лоукостера Fly Arystan, оптимизация цепочки поставки авиатоплива напрямую от производителя до конечного потребителя, внедрение режима «открытого неба» в г. Нур-Султан, предоставление всем иностранным авиакомпаниям пятой степени свободы воздуха для выполнения полетов в приоритетные финансовые центры, внедрение мировых стандартов обслуживания воздушных судов и пассажиров в аэропортах, работа по увеличению транзитного пассажиропотока.
Также Б. Атамкулов доложил о подготовке отечественных квалифицированных кадров для отрасли гражданской авиации. Так, по его словам, в стране существует единственное учебное заведение — Академия гражданской авиации, в стенах которого ежегодно выпускаются более 400 специалистов. В целях подготовки высококвалифицированных кадров Министерством разрабатывается план развития Академии гражданской авиации.
«В 2020 году мы планируем консолидировать все действующие учебные заведения по отрасли и создать учебный центр гражданской авиации, соответствующий европейским стандартам», — сказал Б. Атамкулов.
Более подробно о планах развития авиакомпаний, находящихся под управлением Фонда «Самрук-Қазына», доложил управляющий директор по логистике и международному сотрудничеству АО «Самрук-Қазына» К. Алпысбаев.
«АО «Самрук-Қазына» представлено в авиаотрасли двумя авиакомпаниями: «Эйр Астана» с его подразделением Fly Arystan и Qazaq Air. На конец 2019 г. парк воздушных судов составит 41 единицу. Общий штат сотрудников превысит 5,7 тыс. человек», — сказал К. Алпысбаев.
Компании осуществляют перевозки по 78 направлениям. В том числе по 44 международным, 34 — внутренним.
Как отметил К. Алпысбаев, в рамках поручения Правительства РК Фондом совместно с компаниями ведется работа по повышению мобильности населения и доступности авиаперевозок за счет установлению доступных цен.
«К концу текущего года Фонд планирует удвоить провозные емкости и парк воздушных судов лоукостера в 2 раза, что позволит открыть дополнительные продажи свыше 100 000 билетов по минимальным тарифам», — проинформировал К. Алпысбаев.
В 2020 году парк самолетов компаний Фонда вырастет до 47 единиц, в т.ч. Fly Arystan увеличит парк воздушных судов до 10 единиц. С учетом роста парка самолетов в 2020 году рост провозных емкостей (предельные пассажиро-км) составит 63% по внутренним направлениям и на 14% — по международным
Президент АО «Эйр Астана» П. Фостер также высказался относительно развития гражданской авиации в Казахстане.
«Внутренний рынок воздушных путешествий в Казахстане был полностью дерегулирован в 2010 году. И с тех пор мы обеспечили самый либеральный режим. Например, возьмем всего одно направление «Алматы - Нур-Султан», мы увидим, что есть пять авиалиний, работающих по этому направлению сегодня. Просто для сравнения, по маршруту «Лондон - Париж» летает три авиалинии, «Франкфурт - Берлин» - две, даже «Вашингтон - Нью-Йорк» - три авиалинии. Поэтому у нас очень либеральный режим в этой стране сформировался после дерегулирования в 2010 году. И можно увидеть результаты этой деятельности, посмотрев на разницу между пятью авиалиниями», — сказал П. Фостер.
Министр энергетики К. Бозумбаев доложил о производстве авиационного топлива и его цене. Так, в текущем году благодаря завершенной модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов объем производства авиационного топлива увеличился до 694 тыс. тонн или в 1,8 раза по сравнению с производством 2018 года. Доля импорта авиакеросина в потреблении снизится с 60% в 2018 году до 4% в 2019 году, остатки увеличились на 30%.
«Объем производства авиатоплива позволяет полностью покрыть потребность внутреннего рынка за счет отечественных НПЗ. При необходимости объем производства возможно увеличить до 850 тыс. тонн в год. В связи с чем, Министерство энергетики отмечает стабильную ситуацию на рынке авиатоплива и отсутствии дефицита», — заявил министр энергетики.
Оптовые цены на авиакеросин на казахстанских НПЗ составляют от 578 USD/тонна до 621 USD/тонна, при этом цена на импортное авиатопливо составляет от 672 USD/тонна до 700 USD/тонна.
Следует отметить, что с декабря 2018 года снижение оптовых цен на авиатопливо на НПЗ РК составило 65 USD/тонна.
Как отметил К. Бозумбаев, цены на авиатопливо регулируются рынком на основании спроса и предложения. При этом цены на авиатопливо на внутреннем рынке Казахстана соразмерны ценам на керосин российского производства и отражают рыночные реалии.
Председатель Правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» А. Есимов, в свою очередь, подчеркнул, что за решение вопросов гражданской авиации должны сообща взяться все соответствующие органы.