Несколько вопросов о статусе педагога
Депутаты Сената в ходе презентации проекта Закона «О статусе педагога» поинтересовались, было ли учтено при разработке законопроекта экспертное мнение, будет ли снижена несвойственная профессии педагога нагрузка на учителей, вернут ли привилегии при поступлении в вузы обладателям знака ««Алтын белгі» и с чем связано предложение разработчика изменить организационную структуру управлений и отделов образования.
Законопроект сенаторам презентовал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Прежде всего он подчеркнул, что причин для разработки отдельного документа, регламентирующего деятельность учителей, было несколько, но главные из них: неудовлетворенность большей половины работающих педагогов статусом профессии, отсутствие реальных механизмов стимулирования прихода в профессию талантов и невовлеченность самих педагогов в процессы принятия решений. И конечно, это вопросы чрезмерной нагрузки.
По словам главы МОН, в 2019 году прошло большое международное сравнительное исследование по педагогам - ТALIS. Результаты показывают, что средняя нагрузка педагога Казахстана составляет 48,8 часа, а средний показатель по ОЭСР - 36 часов.
- Это показывает, что нагрузка очень большая, но здесь более интересен второй показатель, когда мы видим, сколько составляет аудиторная нагрузка. Аудиторная нагрузка нашего педагога из 48 составляет 15 часов, а в странах ОЭСР - 20. Это говорит о том, что наш педагог больше загружен несвойственными функциями, - признался министр.
Что предпринял МОН? Во-первых, введены нормы по расширению прав педагога и сокращению учебной нагрузки, предусмотрены материальные и нематериальные стимулы.
Нормы по расширению прав педагогов направлены на создание возможностей для индивидуального развития учителя и совершенствования учебного процесса. Нормы по сокращению нагрузки запрещают привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок.
- Более того, мы предлагаем за привлечение к несвойственным функциям ввести санкции. В данном случае предусматривается штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения, - уточнил Асхат Аймагамбетов.
К слову, повышение статуса педагога предполагает и усиление требований к его деятельности. Поэтому законопроектом предполагается, что с 1 января 2021 года лица, впервые приступающие к осуществлению профессиональной деятельности в качестве педагога должны подтвердить соответствие квалификации педагога. Речь идет о сертификации, в целом такая же норма по регулируемым профессиям уже была предусмотрена в прошлом году в законопроекте об академической и управленческой самостоятельности вузов. Речь идет о постепенной сертификации выпускников вузов.
Кроме того, помимо имеющихся ограничений, вводится запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц с ограниченной дееспособностью, состоящих под наблюдением с психическими и поведенческими расстройствами.
Вместе с тем с целью обеспечения объективности при рассмотрении дисциплинарных дел в отношении учителей вводится норма об обязательном согласовании их с советом по педагогической этике.
Предусмотрен также ряд таких нематериальных стимулов, как первоочередный порядок предоставления мест в детские сады, новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». При этом все имеющиеся социальные гарантии сохраняются. Это такие, как отсрочка от призыва на воинскую службу, повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности, охрана здоровья, грант «Лучший педагог», «Лучший преподаватель вуза».
Кроме того, местным исполнительным органам предоставлено право по утверждению дополнительных мер поощрения труда педагогов, в том числе путем награждения местными знаками отличия, почетными званиями, выплатой единовременного вознаграждения.
Одним из важных блоков предусмотренных норм являются материальные стимулы.
Как известно, средняя заработная плата педагогов составляет на сегодня 65% от средней зарплаты по экономике. По сведению Комитета по статистике, средняя зарплата в образовании составляет 107 тыс. тенге, соответственно, стоит задача по повышению заработной платы для педагогов.
- В рамках поручений Главы государства, данных на августовской конференции, в течение предстоящих 4 лет заработная плата учителей повысится в 2 раза. Глава государства в Послании народу Казахстана поставил задачу, что в следующем году заработная плата педагогов должна увеличиться на 25%. Все эти финансовые средства предусматриваются в проекте бюджета. Наряду с этим в законопроекте предусмотрены нормы материальных стимулов, направленные на повышение учителями своей компетенции, - пояснил министр.
Основными материальными стимулами станут доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей. Также предполагается ввести доплату за педагогическое мастерство, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней. Этой нормой будут охвачены порядка 100 тыс. наших коллег. Если у них раньше отпуск был 42 дня, теперь - 56 дней. Также предлагается ввести доплату за наставничество и другие меры. То есть когда в школу приходят молодые педагоги, за ними закреплять более опытных коллег, они будут получать 17 тыс. тенге ежемесячно в качестве доплаты.
Предусматривается введение ряда норм по совершенствованию механизмов защиты прав ребенка. Расширяется компетенция министерства по координации мер, направленных на реабилитацию детей, прибывших из зон террористической активности, а также отнесение данной категории к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, чтобы оказывать им гарантированную помощь государства.
Предусматривается законодательное закрепление перечня оказываемых платных услуг организациями технического и профессионального образования.
- Условно говоря, когда колледжи готовят сварщиков, могут делать заборы, какие-то другие вещи, а эту продукцию реализовывать не могут. Вообще заниматься определенными видами деятельности в соответствии с постановлением Правительства и Предпринимательским кодексом, статьей 198, они не могут. В связи с этим мы предлагаем так же, как по аналогии с вузами, закрепить четкую норму и четкие статьи в законодательстве, - сказал глава МОН.
С целью поддержки социально уязвимых категорий граждан предусматривается квота по присуждению образовательных грантов для многодетных, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа».
«Цена» законопроекта - дополнительные 1 трлн 202 млрд тенге.
Таковы основные актуальные нормы законопроекта.
В ходе обсуждения сенатор Сергей Ершов поинтересовался, какие социологические исследования были проведены в ходе подготовки документа, даны ли экспертные оценки о проблемах педагогов.
- Вы сказали о неудовлетворенности педагогов. Чем они не удовлетворены? Что они говорят о своей заработной плате и статусе педагога, о современном обществе? Какие есть реальные стимулы для самосовершенствования? - спросил депутат.
Как отметил министр, всего поступило 18 тыс. предложений. Кроме этого, были проведены социологические исследования, изучены экспертные мнения. В данном случае у нас два метода: опросы и фокус-группы. Картина, сложившаяся после опросов и фокус-групп, показала, что главное, чем недовольны сегодня учителя, - это низкая заработная плата.
Второе - педагоги просят защитить их от несвойственных функций и чрезмерной отчетности, когда больше времени уходит на заполнение различных бумаг, а не на сам педагогический процесс.
Как выяснилось, снизить нагрузку на учителей МОН собирается как раз за счет изъятия несвойственных функций, которые учителя вынуждены исполнять сегодня.
- Основная нагрузка как раз связана не с аудиторной, а больше с выполнением несвойственных функций. Огромную долю нагрузки занимает отчетность. Честно говоря, эта отчетность никому и не нужна, и физически ни у кого нет возможности всю эту отчетность смотреть, проверять, обрабатывать. Поэтому мы, конечно, через цифровизацию эти вопросы будем решать, - пообещал Асхат Аймагамбетов.
У министерства будет компетенция утверждать конкретные 3-4 вида отчетности, которые педагог должен вести. Всего остального никто требовать не будет.
- За истребование дополнительных отчетов последуют соответствующие санкции. За этим будут наблюдать наш Комитет по контролю, прокуратура и другие правоохранительные органы, - сказал министр.
Следующий вопрос, который задал сенатор Сергей Ершов, касался доплат за степень магистра. Он поинтересовался, могут ли на доплаты рассчитывать педагоги со степенью в частных учебных заведениях.
Оказалось, что позиция МОН здесь вполне конкретна: на 25 тыс. тенге доплаты могут рассчитывать только сотрудники государственных организаций образования.
- Конечно, здесь очень много дискуссий. Многие предлагают, что необходимо не ограничиваться только государственными учреждениями, но предусматривать и в частных. Соответственно по тем частным школам, которые не получают госзаказ, разговор будет несколько другой. Это уже, наверное, выбор самой школы, учредителя, договоренность между учредителем и педагогом. Если это касается тех частных школ, которые будут получать подушевое финансирование через государственный бюджет, мы должны все это предусмотреть в бюджете, - пояснил глава МОН.
Что касается возвращения привилегии обладателям «Алтын белгі» при поступлении в высшие учебные заведения, то и тут позиция МОН конкретна: в привилегии обладатели «Алтын белгі» в части преимущественного права при поступлении в вузы не нуждаются. Мол, если получил знак, то и поступить в вуз не будет проблемой. Вопрос в другом.
- Мы сейчас видим, что чуть ли не в геометрической прогрессии увеличивается количество обладателей «Алтын белгі» в связи с тем, что сейчас они не подтверждают свой знак через ЕНТ. В советское время их проверяла комиссия из областных управлений образования. Поэтому мы предлагаем передать компетенцию по присуждению этого знака и по проверке итоговых работ на уровень областных управлений. Там будет создаваться комиссия, и областное управление должно по итогам аттестации принимать решение, чтобы обладатели и претенденты могли проходить итоговую аттестацию через областной уровень, - пояснил министр.
Однако ведомство готово рассмотреть возможность возвращения преимущественного права при поступлении для победителей международных олимпиад. Их немного, примерно 20-30 человек ежегодно. Как оказалось, для этого есть серьезная причина.
- Сегодня победителей международных олимпиад «разбирают» другие страны. Поэтому нам очень важно предоставить победителям международных олимпиад, научных конкурсов, а также победителям международных спортивных соревнований такое же преимущественное право, - сказал министр.
Депутат Серик Бектурганов попросил главу МОН рассказать, по какой причине и для чего разработчик предлагает изменить организационную структуру управлений и отделов образования и как теперь будут выглядеть назначения руководителей, директоров школ, начальников отделов образования городов, районов.
По словам Асхата Аймагамбетова, в законопроекте в рамках поручений Главы государства и Общенационального плана по Посланию Главы государства предлагается, чтобы городские, районные отделы образования назначались управлениями образования.
- Соответственно финансирование мы предлагаем поднять на уровень управлений образования. Я человек, который работал на уровне района, сталкивался с этим как исполнитель. В области, работая в управлении образования, видел, что 18 руководителей отделов образования фактически подчинялись акимам, соответственно, управление образования не имеет рычагов влияния по аварийным школам, учебникам и другим текущим вопросам. Поэтому мы считаем, что это критически важно. Лично я посчитал, что половина успеха эффективности образования зависит от системы управления в образовании. Если депутаты поддержат, то это будет большое подспорье для повышения качества образования, - сказал министр.
Что касается заработных плат, то, отвечая на вопрос сенатора Серика Бектурганова, Асхат Аймагамбетов пояснил, что все будет зависеть от нагрузки, то есть от количества учеников в школе.
- В школах, где 100 или 1 200 детей, нагрузка разная, ответственность разная, но директора получают одинаковую зарплату. Мы считаем, что это несколько несправедливо, - сказал он.
Также будет дифференциация зарплат по принципу «эффективен - неэффективен».
- Может быть, учитель достигает больших успехов или, наоборот, неэффективно работает, но получает такую же зарплату. Учителю, если он имеет категорию, мы даем доплату. Поэтому мы предлагаем дифференцировать в зависимости от количества обучающихся заработную плату и предлагаем давать категории директорам за эффективность. Если это директор 1-й категории, он будет получать 100% надбавки к зарплате, если директор 2-й категории, то 60%, если 3-й категории, то 30%, если без категории, соответственно, только оклад. Мы должны их мотивировать, чтобы они работали эффективнее, - сказал он и добавил, что этот вопрос был обсужден с директорами школ.
Лаура Тусупбекова