Встреча депутатов Мажилиса парламента с руководством НПП РК «Атамекен»

Встреча депутатов Мажилиса парламента с руководством НПП РК «Атамекен»

 

11.00 Нурлан Нигматулин выступил с приветственным словом.

Перед началом сегодняшней встречи мы с Тимуром Аскаровичем сейчас подписали Дорожную карту, по реализации меморандума о сотрудничестве на 2020 год, который включает в себя 9 основных направлении.

«Дорожная карта» включает:

1. Защита бизнеса и противодействие коррупции

2. Совершенствование фискальной, бюджетной политики

3. Государственные закупки, поддержка отечественных товаропроизводителей

4. Решение проблем в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и земельных отношений

5. Решение проблем в сфере государственно-частного партнерства

6. Региональное развитие (развитие бизнеса на селе)

7. Усиление ответственности бизнеса перед потребителями

11.15 Со вступительным словом выступает Тимур Кулибаев. От имени Национальной палаты предпринимателей выражаем вам благодарность за предоставленную сегодня возможность обсуждения актуальных проблем бизнеса. Мы активно работаем с депутатским корпусом, наши встречи стали традиционными. Создана эффективная диалоговая площадка для бизнеса и органов власти на всех уровнях.

В 2016 году между партией «Нұр Отан» и Палатой «Атамекен» заключен Меморандум о сотрудничестве. Мы сегодня подписали новый Меморандум. В результате плодотворной совместной работы в рамках Дорожной карты приняты важные для бизнеса законы. Законами по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности (6-й, 7-й пакеты) кардинальным образом была оптимизирована контрольно-надзорная деятельность госорганов, сокращены издержки бизнеса, решен ряд системных проблем.

В рамках реализации Закона по вопросам госзакупок «Атамекеном» внедрена Единая точка доступа к информационным системам электронных закупок госорганов и закупок субъектов квазигоссектора, которая позволит предпринимателям определять общий объем потребности в товарах, работах и услугах по всем закупкам с одного портала. Это важные вопросы, что до 70% из одного источника.

Следует отметить также законы по вопросам АПК, ЖКХ, передачи госфункций в конкурентную среду, естественных монополий и др. Благодаря Вашей поддержке и активному участию принято 7 законов по совершенствованию бизнес-среды. В результате на 72% сокращено количество разрешений, почти в 2 раза стало меньше проверок. Издержки бизнеса сокращены на более 600 млрд. тенге.

Казахстан поднялся до 25 места в рейтинге «Doing Business».

11. 17 Тимур Кулибаев отметил положительный эффект гуманизации уголовного законодательства. А именно, в 5,3 раз сократилась регистрация уголовных дел в сфере экономики. Кардинально пересмотрено административно-деликтное законодательство.

В отношении бизнеса изменены 80% статей. Штрафы снижены на 30%, оплатить их можно теперь с 50%-ной скидкой. В 52 статьях введено предупреждение. В ходе проведенных реформ решено 79% системных проблем бизнеса. За 6 лет работы в «Атамекен» поступило более 30 тысяч заявлений по линии защиты бизнеса, более 43% из которых решены положительно. Мы смогли защитить права бизнесменов на сумму более 177,5 млрд тенге. Это наглядный показатель совместной работы Парламента, Правительства и Атамекена по улучшению бизнес-климата.

11. 19 Вместе с тем еще имеются вопросы, требующие решения и поддержки депутатов. Сегодня уже готовится 8-й пакет законодательных поправок по совершенствованию предпринимательской среды. В этой связи, в целях совместного устранения барьеров на пути развития отечественного предпринимательства сегодня принята новая Дорожная карта сотрудничества между Фракцией партии «Nur Otan» в Мажилисе Парламента и Палатой «Атамекен» на 2020 год.

11.20 Председатель Президиума Нацпалаты отметил, что за последние 4 года цены на продовольственные товары выросли на 37%, на непродовольственные товары - на 42%. На этом фоне реальные доходы населения увеличились лишь на 11%. Нехватку доходов на первичные потребности население вынуждено решать посредством потребительских кредитов.

Объем кредитования граждан вырос на 22% или до 6,2 трлн. тенге. В этом процессе заложен большой риск. Более половины таких кредитов выданы без залога.

Как вы знаете, по поручению Главы государства Правительством уже приняты решения по повышению зарплат учителей и работников здравоохранения. Для повышения статуса бюджетников, число которых превышает 1,6 млн. человек, необходим кардинальный рост заработных плат. Учитывая, что фонд оплаты труда бюджетников оценивается в сумме 2,2 трлн. тенге, для вышеуказанного увеличения необходимо 2,9 трлн. тенге дополнительных расходов госбюджета за три года, или в среднем 1 трлн. тенге ежегодно.

11.23 Тимур Кулибаев: вместе с тем, мы все понимаем, что рост доходов граждан невозможно обеспечить только за счет бюджетных расходов. Около 80% трудоспособного населения занято в негосударственном секторе. Поэтому в фокусе внимания должны оставаться вопросы развития реального сектора. Здесь имеется два ключевых аспекта: доступ к финансам и сбыт.

1. Стагнация в кредитовании реального сектора. Сегодня кредитный портфель банков составляет 13,4 трлн. тенге. По сравнению с прошлым годом объем кредитов юридическим лицам снизился на 5,4%. Банковские займы МСБ также уменьшились на 12,5%. Доля банковских кредитов к ВВП упала - с 56,5% до 21,2% (по итогам 2018 года). Снижается количество средних предприятий, сокращаются объемы инвестиций в основной капитал.

По данным исследования Всемирного банка, большинство предприятий (62%) держится «на плаву», не имея возможностей для дальнейшего развития. Это коррелируется и с нашими цифрами. Проведенный в октябре 2019 года экспресс-опрос показал, что 60% компаний обрабатывающей промышленности испытывают проблемы с получением займа на оборотные средства. Зачастую это связано с высокими требованиями банков, высокой ставкой по кредиту и недостатком залоговой базы.

11.25 Практика дефолта крупных компаний показывает, что замещение рисков банков за счет ужесточения требований к залоговому имуществу не ведет к успеху. Наоборот, это приводит к сжатию кредитования. Сегодня порядка 3 трлн. тенге размещены в Нотах Нацбанка под 9% годовых. Это почти четверть объема кредитования экономики.

ЕНПФ управляет пенсионными средствами в размере 10,4 трлн. тенге. Наибольшая часть инвестиций приходится на государственные ценные бумаги, доля активов в облигациях квазигосорганизаций составляет 14%. Эффективность этих вложений вызывает вопросы.

За время существования ЕНПФ накопленная инвестиционная доходность (за 2013-2018гг.) составила 56,1% и оказалась ниже инфляции

Мы убеждены, что финансовые резервы в нотах Нацбанка и средства ЕНПФ могут стать источником длинных денег. Они должны способствовать структурным преобразованиям в экономике, в том числе для финансирования реального сектора через механизмы ГЧП.

11:27 Бытует мнение об отсутствии качественных проектов у бизнеса. Реализация программы «экономики простых вещей» показывает обратное.

За полгода желание участвовать в программе льготного кредитования изъявили более 1 800 предпринимателей. Уже одобрено 586 проектов на сумму 182 млрд. тенге. На рассмотрении находится еще 357 проектов на сумму 215 млрд. тенге. 43 миллиарда только профинансировано.

Вместе с тем, ужесточение регулирования и надзора банков существенно затрудняет доступ к финансам.

В настоящее время Нацбанк проводит внешнюю оценку банков (AQR). С этого года для участников финансового рынка действует риск-ориентированный надзор.

Банки сейчас находятся под давлением усиленного регулирования и вынуждены придерживаться консервативного подхода при принятии кредитных решений.

Для решения проблемных вопросов по обеспечению залогами, предлагается снижение пруденциальных нормативов и требований к залоговому обеспечению.

При этом, риски банков предлагается нивелировать за счет внедрения цифровых технологий, формата цифровых кредитных досье, информационных систем управления рисками. Это позволит проводить экспресс-анализ компании, оценивать ее благонадежность за счет проведения рейтингов на основе базы данных информационных систем.

Госпрограммы начали постепенно замещать рыночные механизмы привлечения денег. К примеру, сегодня есть 9 госпрограмм по поддержке сельского хозяйства.

Идет конкуренция между банками и институтами развития. Внутри госпрограмм существуют разные операторы, разные ставки - это дезориентирует рынок.

Необходимо выработать единые приоритеты: какие отрасли поддерживать, а какие - отдать рынку. Нужна ревизия всех госпрограмм. Давайте совместно проведем эту работу.

11:30 Финансирование реального сектора экономики через механизмы ГЧП. До 2022 года Правительство планирует направить 2,3 трлн. тенге на инвестиционные проекты. Потребность в строительстве медицинских объектов оценивается в 1,4 трлн. тенге. Планируется строительство 500 школ на 1 трлн. тенге, строительство и содержание автодорог, сетей инфраструктуры ЖКХ, жилищное строительство и т.д. В этой связи, крайне важно обеспечить слаженную подготовительную работу.

В частности, необходимо разработать типовые проекты ГЧП и стандартизированные инвестиционные решения с учетом отраслевой специфики. Должен быть готовый набор шаблонов документов и основных требований для подготовки, сопровождения и финансирования проектов ГЧП - «пакетное ГЧП».

Хорошим примером являются «коробочные» решения Сбербанка. Такое решение обеспечит защиту интересов инвестора и кредитора. Для государства это позволит снизить нагрузку на бюджет.

В зарубежной практике на 1 тенге госинвестиций приходится 3 тенге частных. У нас же наоборот, соотношение 1,5 к 1. Имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, регионы зачастую неспособны подготовить и «упаковать» хороший проект для инвесторов. Причин этому много. Это отсутствие инструментов оценки коммерческой жизнеспособности проектов ГЧП, непрозрачная система прохождения проектов, неэффективная экспертиза, недостаточный уровень компетенции по проработке технических заданий.

Проверки Генеральной прокуратуры показали, что ГЧП стало одной из форм подмены госзакупок. По сути, это скрытое бюджетное финансирование.

К примеру, 38 договоров ГЧП с объемом гособязательств в 90,2 млрд тенге заключены на озеленение города, обслуживание электросетей, обучение населения государственному и английскому языкам, реконструкция зданий.

В 2020 году потенциал бюджетных инвестиционных проектов на строительство, который можно реализовать через ГЧП, составляет порядка 730 млрд. тенге.

Здесь важно выставить квалификационные требования к отбору застройщиков и встречные обязательства по местному содержанию. К примеру, около 60% стоимости жилья приходится на строительные и отделочные материалы, кухонное и мебельное оборудование.

Для создания эффекта мультипликации необходимо установить встречные обязательства застройщика по обеспечению местного содержания в работах и товарах.

Строительство - это один главных из источников сбыта для отечественных предприятий. Этот потенциал нужно использовать максимально эффективно.

Мобилизация внутренних резервов для стимулирования спроса в экономике. По статистике, в 2018 году совокупный внутренний спрос в экономике составил 50,1 трлн. тенге, из них емкость рынка товаров составляет 14 трлн. тенге. Эти ресурсы необходимо максимально ориентировать под стимулирование отечественного производства. По данным Нацбанка, доля импорта в потреблении товаров составляет 35-39%. По продовольственным товарам 23%, по непродовольственным - почти 60%.

У нас есть состоявшиеся и перспективные отечественные производства, но из-за отсутствия сбыта они загружены лишь наполовину. Настало время реализации политики «разумного протекционизма» и развития импортозамещения. Необходимо эффективное использование потенциала внутреннего спроса и мер защиты внутреннего рынка. Приоритетной задачей должно являться насыщение потребностей продовольственной корзины (сахар, сыр, творог, мясо, молоко и пр.). Она составляет более половины расходов наших граждан. Сегодня реальность такова, что государство является основным платежеспособным заказчиком. Доля регулируемых закупок по отношению к ВВП составляет 25%. Общий объем закупок - порядка 15,8 трлн. тенге. Из них 2,1 трлн. тенге составляет прямой закуп товаров обрабатывающей промышленности. Необходимо максимально использовать этот потенциал и пустить спрос в нужное русло. Сейчас доля местного содержания в закупках составляет всего 30%. В среднесрочной перспективе (3-5 лет) ее необходимо увеличить в 2-2,5 раза.

Для предприятий обрабатывающей отрасли такой рост обеспечит дополнительный объем сбыта на сумму около 1 трлн. тенге. Механизмы поддержки в виде долгосрочных договоров и оффтейк контрактов до 5-7 лет должны быть нацелены на замещение «чистого импорта» и освоение новых видов производств.

При этом, такие договора должны заключаться исключительно взамен на встречные контрактные обязательства бизнеса по повышению конкурентоспособности.

Также у нас в стране насчитывается не более 700 экспортеров несырьевой продукции. Продвижение экспорта должно быть сфокусировано на приоритетные рынки сбыта:

- Китай и Иран с объемом импорта более 130 млрд долл. США только по продовольствию (пшеница, ячмень, кукуруза, лен, соя, масличные товары, корма, люцерна, подсолнух, баранина, говядина, свинина (Китай), говядина замороженная, мед, молоко, кондитерские изделия, напитки и снэки);

- РФ (мясная продукция, кондитерские изделия, электрооборудование, трансформаторы и др.);

- страны Средней Азии (растениеводческая и пищевая продукция, дорожно-строительное, нефтегазовое оборудование, продукция машиностроения - рельсы, трансформаторы и др.).

Здесь необходима целенаправленная и скоординированная работа всех причастных госорганов, институтов развития и предпринимателей.

Снижение нагрузки по платежам в бюджет. Сегодня предприниматель обязан ежемесячно уплачивать за своих работников по 5 платежей - суммарно это 31% от каждой зарплаты:

- индивидуальный подоходный налог 10%;

- пенсионный взнос 10%;

- социальный налог 6%;

- в Государственный фонд социального страхования 3,5%;

- в Фонд социального медицинского страхования 1,5%.

До 2025 года за счет постепенного увеличения отдельных отчислений нагрузка на ФОТ вырастет до 41%. Но увеличивая бремя платежей на добросовестный бизнес мы тем самым де-стимулируем деловую активность, способствуем уходу работодателей в «серую» зону, выплате зарплат в конвертах.

Необходимы стимулы для формализации занятости, снижения теневой экономики, повышения реальных доходов населения. Для решения этих задач во исполнение поручения Главы Государства по упрощению порядка исчисления и уплаты социальных платежей с ФОТ на площадке Правительства создана Рабочая группа. Обсуждаются предложения экспертов и госорганов.

Палатой «Атамекен» предлагается поэтапно объединить все существующие платежи в единый платеж и, возможно, снизить его суммарную нагрузку до 30-32%. Для этого параллельно с увеличением ставок целевых взносов необходимо последовательно снижать социальный налог. Выпадающие доходы местных бюджетов будут возмещены выходом из «серой» зоны экономики, тем самым бюджетные потери будут возмещены. С другой стороны, будет обеспечен баланс между стабильностью социальных и пенсионных систем и сохранением стимулов для развития бизнеса.

НПП поддерживает поручение Главы государства по введению моратория по освобождению микро- и малого бизнеса от уплаты подоходного налога на 3 года, это выверенное решение. Вместе с тем, бизнес, получая выгоду в виде сэкономленных сумм налогов, должен принять на себя встречные обязательства по переходу на цивилизованный формат работы и выходу из «серого оборота».

В период моратория бизнес должен инвестировать средства на:

- установление онлайн ККМ, POS терминалов;

- цифровизацию бухгалтерии (ERP-система).

Также предпринимателям необходимо пройти обучение по ведению налогового и бухгалтерского учета. В результате, по истечению 3-х лет субъекты бизнеса должны вести полноценный учет доходов и расходов, как во всем мире. В целом, за эти 3 года необходимо усовершенствовать и сделать наконец-то Налоговый кодекс простым и понятным законом прямого действия.

Много споров ведется вокруг пенсионной системы. В развитых странах пенсионные системы многокомпонентны. Только лишь за счет солидарной составляющей проблему адекватного пенсионного дохода решить не представляется возможным. Здесь важны и регулярность перечисления взносов, и эффективность инвестирования, и стимулы для добровольных накоплений.

В этом году по просьбам бизнеса Главой государства было отложено до 2023 года введение 5-% взносов работодателя. Мы считаем, что это был очень своевременный шаг. К сожалению, у граждан сегодня нет полного доверия к пенсионной системе. Регулярно делают пенсионные отчисления за своих работников лишь 77% работодателей. Остальные - либо не платят, либо делают это нерегулярно. Конечно, было бы неправильным «закрывать» проблему недостаточных накоплений одних граждан за счет увеличения бремени на тех, кто и так добросовестно делает отчисления каждый месяц.

За предстоящие 3 года нужно провести большую работу по восстановлению доверия к пенсионной системе. Выработать стимулы для работодателя и работника по регулярному отчислению платежей в ЕНПФ. Увеличить степень заинтересованности вкладчика в планировании своей пенсии. Предоставить ему право выбора схемы управления своими активами. Передача пенсионных накоплений в конкурентную среду важна для восстановления активности фондового рынка. Но одновременно с этим необходимо усилить и контроль за качеством и эффективностью управления.

Уважаемые депутаты, как вы знаете мы уже 3-ий год ведем обучение населения основам предпринимательства в проекте Бастау, в этом году мы запустили еще и Жас Касипкер для молодежи и многодетных. Проект показывает результативность, 23 513 от 88 787 обученных открыли бизнес и получают твердые доходы, кормят свои семьи, создают рабочие места. При этом наблюдается высокая доля налоговой дисциплины (93%).

Эту практику мы внедряем и в системе образования:

- В 2 291 школе с этого года 58 тысяч десятиклассников начали проходить «Основы предпринимательства» 2 часа в неделю. Программу обучения для школ, колледжей и ВУЗов разработали наши лучшие бизнес-тренеры, получился интересный игровой курс, который утвердило Министерство.

Для педагогов всех этих школ мы провели повышение квалификации, обучили как преподавать этот предмет, чтобы он был интересным для детей, разработали подробные поурочные планы. С педагогами мы продолжаем работать, проводим методологическое сопровождение.

- Продолжается программа в 373 колледжах и 36 ВУЗах страны. В ТиПО 50 тысяч, в университетах 44 тысячи студентов на сегодняшний день проходят обучение по нашей программе. По окончании учащиеся защищают бизнес-планы и с этим сертификатом могут претендовать на гранты в рамках программы Енбек.

В добавок для всех проектов (Бастау, Жас Касипкер, Основы предпринимательства в школах, колледжах и ВУЗах) мы разработали онлайн портал Atameken.academy, там собрана полноценная онлайн программа обучения с видео, тестами, дополнительными материалами на каждый урок.

По нашему опросу 86% потребности в кадрах - это рабочие квалификации, то есть выпускники ТиПО. Крайне важно чтобы колледжи давали практикоориентированные навыки - это дуальное обучение. На сегодняшний день только 26 342 студентов обучается дуальным способом, это 5,4% от 488,7 тыс. всех обучающихся колледжей. Динамики роста из года в год практически нет, необходимо внедрять меры экономического стимулирования. Важно развивать наставничество, чтобы профессионалы с большим опытом работы, в основном это люди пред пенсионного возраста передавали свои знания молодым специалистам.

Мы уже второй год ведем рейтинг ВУЗов на основе трудоустройства и актуальности образовательных программ. Важно распределять гос.образовательный заказ только в эффективные колледжи и ВУЗы.

11:35 Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов отчитывается о работе Нацпалаты. За все время деятельности Палаты мы получили более 30 тысяч обращений, 43,5% из которых решены положительно. Защищены права бизнесменов на сумму более 177,5 млрд тенге.

Количество жалоб снижается. Если в 2016 году к нам поступило 7 225 жалоб, то в 2017 - 5 195, снижение на 28%, а в 2018 году - 4 633 жалобы, снижение на 11%.

Снижение количества жалоб - это наглядный показатель совместной работы Парламента, Правительства и Национальной палаты по улучшению бизнес-климата.

11:37 Третий год нами поднимается проблема неправомерного вмешательства чиновников в дела бизнеса. По данным правовой статистики только в 2018 году во все госорганы поступило более 52 000 жалоб на действия должностных лиц. К нам поступило 4 600 обращений. Уголовные и административные меры воздействия практически не работают, статистика почти нулевая.

В итоге мы доводим предпринимателя до крайней точки - дачи взяток. Число коррупционных преступлений растет каждый год. Наверно поэтому Глава государства ясно дал понять, что любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса должны рассматриваться как преступления против государства.

Как поступили наши соседи? В Узбекистане преступления против бизнеса выделили в отдельную главу Уголовного кодекса. Мы не призываем копировать их опыт, но проблема требует системного решения. «Атамекен» совместно с Академией Генеральной прокуратуры начали исследования по вопросам защиты бизнеса и ответственности чиновников. С этим тесно связаны и вопросы противодействия рейдерству. Это явление неоднозначно и требует глубокого изучения.

В связи с чем, эта проблема также заложена в программе исследований Академии.

Надеюсь, при вашей поддержке, уважаемые депутаты, мы поставим точку в вопросах защиты бизнеса и частной собственности

11:38 За 8 лет в Налоговый кодекс вносились изменения по 2 500 статьям 125-ю законами. Такая нестабильность делает практически невозможным какое-либо долгосрочное планирование деятельности предприятий.

Часть проблем, благодаря Вам, мы уже решили - теперь поправки в Налоговый кодекс могут вноситься не чаще 1 раза в год. Крайне важно принять стратегический документ, который определит основные направления фискальной политики на среднесрочную перспективу (5-летний срок) по опыту других стран, в т.ч. России. Для это также необходимо внести корректировки в Налоговый кодекс.

Налоговые льготы являются одним из основных налоговых инструментов для реализации социально-экономической политики государства. Необходимо определить исчерпывающий перечень всех существующих налоговых льгот и проанализировать их эффективность. Правительство уже работает в этом направлении. Чего мы опасаемся? Здесь необходим объективный анализ ситуации, вдумчивый подход и учет интересов всех сторон. Главное, чтобы «вместе с водой не выплеснули и ребенка».

При непосредственном участии депутатов предлагается подключиться к этому процессу уже в самом начале, не доводя ситуацию до крайности в будущем.

Просим поддержать.

Одной из составляющей теневой экономики является неформальная занятость. Основная причина которой заключается в высокой нагрузке на ФОТ. В этой связи, необходимо предусмотреть меры стимулирования по «выходу из тени», а также инвестировать средства в создание новых рабочих мест и повышение заработных плат.

Решение вопроса по нагрузке на ФОТ предлагается проводить поэтапно:

1 этап: 2020 г. - единый платежный документ, все налоги и взносы будут одной платежкой перечисляться в Правительство для граждан и затем по ИИН распределяться в бюджет и фонды;

2 этап: 2021-2022 гг. - единая облагаемая база

3 этап: 2026 г. - зафиксировать размер всех отчислений на текущем уровне.

Низкое качество таможенных проверок приводит к существенным издержкам бизнеса.

Отсутствует системность при выборе объекта проверки, постоянно меняется методика определения таможенной стоимости товаров, не учитывается добросовестность компаний. Решение этих проблем мы видим через поправки в Таможенный Кодекс РК - изменить порядок камеральных таможенных проверок, усилить роль системы управления рисками (СУР).

В этом году совместно с министерствами нацэкономики и финансов проделана большая аналитическая работа по оптимизации госзаданий, разрешенных видов деятельности для квазигоскомпаний и самих компаний. При анализе госзаданий на общую сумму 402,3 млрд тенге выявлены следующие системные проблемы:

- отсутствие методологии госзаданий, их стоимости;

- дублирование функций с госорганами (55 госзаданий);

- передача на субподряд (68 госзаданий на сумму 22 млрд. тенге).

Почти 23 млрд тенге в год тратится на различные исследования, которые зачастую не применяются на практике. По результатам ревизии предложено исключить 68 госзаданий на общую сумму 37 млрд тенге. Их реализация будет возможна только через механизм госзакупок. Результаты данной работы поддержаны Правительством, и нашли свое отражение при формировании бюджета на 2020-2022 годы.

Сейчас государство занимается 347 видами экономической деятельности. Мы предложили исключить 119 видов или 34% об общего числа.

Эффект от передачи этих работ в конкурентную среду составит более 200 млрд тенге. Проведена работа по оптимизации республиканских квазигоспредприятий. Сейчас существует 302 таких предприятия. По итогам анализа даны рекомендации по 108 предприятиям, в том числе по сокращению 69-ти или 22%

В целом, при реализации рекомендаций экономический эффект составит более 134 млрд. тенге. Ревизия коснулась пока только республиканских госпредприятий.

В следующем году продолжим работу по ревизии национальных холдингов и коммунальных госпредприятий. За последние несколько лет принято 7 больших законов по кардинальному улучшению делового климата в Казахстане. Благодаря Вашей поддержке реализованы существенные реформы.

Сегодня ведется работа по формированию 8 пакета поправок. Они направлены на снижение административных барьеров, временных и финансовых издержек бизнеса.

С момента создания Нацпалаты проведена экспертиза более 29 тысяч НПА, в том числе 600 законопроектов. Учтено 73 % наших предложений, большинство из которых благодаря Вашему участию! С 2015 года нам удалось обеспечить заслон от новых необоснованных мер регуляторного воздействия.

Так, в 2016-2019 годах госорганами инициировано 495 новых регуляторных мер. Из них 89% было отклонено посредством АРВ.

В целях определения коррупциогенности проектов НПА возвращается антикоррупционная экспертиза. Мы выражаем благодарность депутатскому корпусу за принципиальную позицию в этом вопросе. Полагаем, что антикоррупционная ревизия нужна не только в отношении новых НПА, но и на действующие, т.е. ретроспективно. Сейчас экономическую экспертизу законопроектов проводит Институт экономических исследований.

Ежегодно на нее тратится 100 млн тенге и непонятно как формируется объем и стоимость таких работ. А самое главное, что Вами постоянно запрашивается расчет экономического эффекта принятия того или иного законопроекта. Предлагается проанализировать и кардинально пересмотреть этот вид экспертизы. Нужны внятные экономические расчеты последствий принятия законов.

В 2017 году проведена масштабная гуманизация Кодекса об административных правонарушениях. В отношении бизнеса изменены 80% статей. Штрафы снижены на 30%, оплатить их можно теперь с 50%-ной скидкой. В 52 статьях введено предупреждение. Благодаря вашей поддержке, уважаемые депутаты, одобрены поправки по стабильности норм Кодекса. Изменения в него будут приниматься специальным отдельным законом.

В то же время потенциал для совершенствования Кодекса еще имеется. Сейчас Кодекс не содержит единого подхода к определению размеров санкций. Следствием этого является невозможность определения соразмерности штрафных санкций, а также излишняя репрессивность Кодекса. Поэтому необходима методика определения и разграничения размеров штрафов. В рамках дорожной карты с вашим участием, уважаемые депутаты, мы предлагаем рассмотреть этот вопрос.

На постоянной основе мы выявляем и решаем системные проблемы бизнеса. Всего выявлено 621 проблема, 490 из которых или 79% удалось решить.

Какие примеры:

- устранен барьер для «бизнеса на колесах»;

- отменены авансовые платежи за поставку газа бытовым и коммунально-бытовым потребителям (МСБ);

- введена норма по освобождению субъектов бизнеса от НДС по регулярным автомобильным перевозкам на 3 года.

Надеемся, что к концу следующего года большинство проблем перейдут в статус решенных.

Для нас важно, чтобы параллельно с улучшением бизнес- среды не нарушались права потребителей. Атамекен неоднократно заявлял, что работает для защиты и поддержки добросовестных бизнесменов. Но какой бизнесмен добросовестный, а какой нет? Никто не может однозначно ответить на этот вопрос. Для решения этой задачи мы работаем над созданием единого бизнес-реестра субъектов предпринимательства.

Сегодня функционирует более 100 различных баз данных госорганов. Единый бизнес-реестр будет интегрирован со всеми этими базами. В результате получится полный «информационный портрет» каждого предпринимателя. Если Вы, уважаемые депутаты поддержите, то можно будет запустить Единый бизнес-реестр уже во 2-м полугодии 2020 года.

Сегодня все еще слабо развит институт саморегулирования. Есть системные проблемы как со стороны бизнеса, так и со стороны госорганов. Бизнес все еще не готов принять на себя ответственность. Госорганы не хотят расставаться с регуляторными полномочиями. В рамках дорожной карты с Парламентом мы планируем поднять этот вопрос и найти его решение. Есть хороший пример - в сфере лифтового хозяйства. Пилотный проект реализован в Нур-Султане. Создана саморегулируемая организация, актуализирован реестр существующих на рынке субъектов, проведено освидетельствование 2 400 лифтов. Разработан национальный стандарт по эксплуатации лифтов. С момента реализации проекта на 40% сократилось количество аварий и соответственно жалоб на 40%.

Этот положительный опыт следует распространить на всю страну.

В целях повышения прозрачности сферы госзакупок внедрена Единая IT-платформа по закупкам.

«Единое окно закупок» дает бизнесу доступ к широкому рынку сбыта. Здесь представлены 5 закупочных площадок, более 100 тысяч товарных позиций, емкость сервиса - более 10 трлн тенге. Вместе с тем, сервис дает возможность выявить завышение закупочных цен, сократить теневой оборот, снизить коррупционные риски. Сервис позволяет анализировать 12 зон такого риска и заблаговременно подготовится к наиболее привлекательным тендерам, вовремя подать заявку и увеличить свои шансы на победу. Государство, со своей стороны, получит эффективный инструмент по контролю за расходами госбюджета.

Есть сложности в привлечении отечественных МСБ кредитных средств отражает статистика. По итогам текущего года кредиты к ВВП составили всего 21,5%, тогда как в 2007 году они превышали 56,5% ВВП. В санкционной России она составляет 47%. Для расширения кредитования необходимо стимулировать финансирование экономики финансовым сектором, через предоставление гарантий и инвестиций в капитал. Проектное кредитование и портфельные гарантии позволят банкам кредитовать новое производство и услуги, а бизнесу решить проблему доступа к финансам. Избыточную ликвидность финсектора необходимо направить в реальную экономику, в том числе через новые формы проектного финансирования и ГЧП. Безусловно, одним из преимуществ механизма ГЧП является снижение нагрузки на госбюджет. В зарубежной практике на 1 тенге госинвестиций приходится 3 тенге частных. У нас же наоборот, соотношение 1,5 к 1. Проверки Генеральной прокуратуры показали, что ГЧП стало одной из форм подмены госзакупок. По сути, это скрытое бюджетное финансирование.

Имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, регионы зачастую неспособны подготовить и «упаковать» хороший проект для инвесторов. Причин этому много. Это отсутствие инструментов оценки коммерческой жизнеспособности проектов, непрозрачная система прохождения проектов, неэффективная экспертиза, недостаточный уровень компетенции по проработке технических заданий.

В 2020 году потенциал бюджетных инвестиций в регионах на строительство, который можно реализовать через механизм ГЧП, составляет порядка 730 млрд. тенге. Крайне важно обеспечить эффективную систему финансирования строительства, разработать единую методологическую базу. Требуется разработать и утвердить типовые проекты ГЧП и типовые инвесторские решения, а также квалификационные требования к застройщикам. Это большая возможность для стимулирования роста экономики и развития ГЧП.

Подводя итоги сказанному, хочу отметить, что в целом результаты работы Национальной палаты были бы невозможны без конструктивной позиции и поддержки Парламента.

Нурлан Нигматулин:

Вчера с Аблаем Мырзахметовым (Председатель Правления НПП РК «Атамекен») был на заседании Нацкомиссии по модернизации и один из вопросов, который там обсуждался с госорганами, генпрокуратурой, дальнейшая гуманизация уголовного законодательства. Очень много сделано в этом направлении, но есть много нюансов по которым на законодательном уровне им нужно помочь.

К примеру, сегодня многие, в том числе уголовные дела, расследования ведутся и не могут пройти без экспертных оценок. Задаемся вопросом, почему предприниматели обращаются? Кто ведет эти оценки? Кто их заказывает? - следственный орган. По анализу одной только областей видно, что там в региональном департаменте всего 3 эксперта по заключения, которые обслуживают все сферы. Он дает заключения по экономике, АПК и понятно, какие заключения он дает. Не 90%, а все 100% в пользу следователя. Что делать предпринимателю? Можно отозвать лицензию, но это единичные случаи. Пригласить независимых, зарубежных экспертов законодательство не позволяет. То есть, нам нужно посмотреть и мы бы хотели совместно с Нацпалатой подумать. Мы сформируем рабочую группу и будем двигаться по данному вопросу. У нас есть острые 2-3 вопроса предпринимателей, которые необходимо решить в срочном порядке.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: