Реализация госпрограммы развития торговли на 2021-2025 годы: МТИ РК планирует снизить долю теневой торговли до 31%
На очередном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен проект Концепции Государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы.
Как доложил министр торговли и интеграции Б. Султанов, по итогам 2019 года экономический эффект от торговли отразился в структуре ВВП с 17%-й долей, показав реальный рост на 7,6%. Это второй по величине показатель среди всех видов экономической деятельности, который наряду со строительством опережает развитие промышленности и сельского хозяйства. Социальный эффект отрасли заключается в обеспечении порядка 1,5 млн человек рабочими местами со средней заработной платой 187 тыс. тенге.
По словам Б. Султанова, существуют три узловые проблемы - это 3 дефицита - которые препятствуют эффективному развитию внутренней торговли:
1) дефицит современных форматов торговли;
2) дефицит торговых площадей;
3) дефицит современных складских помещений.
«Эти проблемы приводят к формированию длинной и непрозрачной сети посредников, которая не позволяет доставлять товар от производителя до потребителя по оптимальной цепочке. Как результат, сегодня мы наблюдаем необоснованный рост цен на продовольственные товары, и значительные затраты населения на их приобретение. Также увеличилось присутствие иностранных товаров на внутреннем рынке. И это преимущественно товары низкого качества, что отражается на уровне качества жизни наших граждан», — сказал Б. Султанов.
К тому же, на внутреннем рынке наблюдается экспансия иностранных розничных сетей. На полках иностранных розничных сетей львиную долю занимает продукция их страны происхождения. Отсутствие формата дискаунтеров, а также слабое развитие регионального ритейла также способствуют заполнению этого пробела иностранцами.
Вместе с тем, сегодня одним из главных рисков для мировой торговли является усиление торгового протекционизма, что, по оценке экспертов ВБ (Всемирный Банк), может привести к сокращению глобального товарооборота на 9%.
«Проведенный нами анализ показывает, что решение ряда проблем, возникающих в цепочке от производства до реализации, в конечном счете приведет к формированию целостной торговой системы. Уже действуют государственные программы индустриально-инновационного развития и развития агропромышленного комплекса, Дорожная карта бизнеса-2025, Экономика простых вещей. Они ориентированы на обеспечение динамичного развития производства», — пояснил министр торговли.
Министерство ставит цель по достижению макроиндикаторов в 2025 году, включая снижение доли теневой в ВДС торговли до 31%, достижение уровня применения национальных стандартов до 75%, увеличение несырьевого экспорта товаров и услуг до $41 млрд.
При определении долгосрочной стратегии развития торговли на 2021-2025 гг. обозначены 7 ключевых задач.
Во-первых, повышение качества и безопасности продукции.
Будут разработаны меры стимулирования отечественных товаропроизводителей для сертификации производств для соответствия международным стандартам ИСО (Международная организация по стандартизации).
Во-вторых, формирование качественного человеческого капитала в торговой сфере.
В целях подготовки предпринимателей с повышенной компетенцией будет пересмотрена система подготовки кадров, направленная на повышение престижа профессий в торговой отрасли.
Третьей задачей является обеспечение оптимизированного цифрового торгового процесса, который позволит вывести из тени недобросовестных предпринимателей.
Будут проработаны вопросы цифровизации бизнеса в стационарных объектах торговли и услуг.
В-четвертых, создание многоформатной торгово-распределительной инфраструктуры.
Для этого будет создана сеть оптово-распределительных и агро-логистических центров, которые позволят производителям организовать хранение, упаковку и поставку своей продукции на внутренний и внешние рынки.
Пятой задачей является формирование комфортной потребительской среды.
Для снижения уровня теневого бизнеса и стабилизации цен на товары будут приняты меры по стимулированию производства и реализации социально значимых продовольственных товаров.
Шестая задача по качественной диверсификация импорта и экспорта несырьевых товаров/услуг позволит повысить долю переработанной промышленной и с/х продукции в их общем экспорте, а также увеличить количество активных экспортеров до 1000.
Седьмой задачей является создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках.
Как отметил Б. Султанов, Национальная внешнеторговая политика будет ориентироваться на интеграцию в мировую экономику посредством использования инструментов экономической дипломатии, продвижения и защиты национальных интересов и интересов бизнеса на площадках многосторонних экономических интеграционных объединений.
В настоящее время проводится работа по оценке необходимого финансирования мер, предусмотренных в Концепции.
С докладом об актуальности вопроса и подходах к развитию торговли в РК выступил представитель Всемирного банка Ш. Рахарджа. По его словам, торговля является частью развития успешных стран и особенно важна для Казахстана с огромной территорией, но относительно маленьким внутренним рынком.
«Торговля предоставляет бизнесу доступ к большим рынкам, высококачественному потреблению и увеличению производительности, что является необходимым для сохранения роста доходов», — сказал Ш. Рахарджа.
Первый заместитель Премьер-Министра - министр финансов РК А.Смаилов подчеркнул, что реализация данной госпрограммы позволит создать и развивать современную торговую систему, обеспечивающую насыщение рынка качественной продукцией и конкурентоспособность экспортных товаров и услуг.
«На сегодня была проделана большая работа с бизнес-сообществом. При разработке госпрограммы следует учесть все необходимые вопросы и привести в соответствие с другими госпрограммами», — подытожил А. Смаилов.
Читайте также