Исключение налоговых поправок из экологического кодекса осложнит внедрение НДТ
Вопрос обсудили в ходе заседания комитета нефтегазовой промышленности Президиума НПП РК «Атамекен».
Согласно кодексу о налогах с 2020 года запрещается включение в неналоговое законодательство РК норм, регулирующих налоговые отношения.
«Единственная стимулирующая норма внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) - об отмене платы за негативное воздействие (эмиссии) - с даты получения комплексного экологического разрешения (КЭР) путем применения коэффициента 0 к ставке платы, может быть не принята, поскольку будет исключена из текста сопутствующего законопроекта и будет рассматриваться в рамках иного законопроекта по налоговым вопросам», - рассказал исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Яромир Рабай.
Затраты на внедрение НДТ, прописанных в проекте кодекса, напрямую касаются нефтяного, горно-металлургического и энергетического секторов, что приведет к дополнительным затратам. Бизнес-сообщество опасается, что новая рабочая группа по отдельному налоговому законопроекту не сможет детально погрузиться в проект экологического кодекса, где внедрение НДТ невозможно без применения мер экономического (налогового) стимулирования.
В свою очередь председатель комитета Данияр Абулгазин отметил, что данные вопросы необходимо рассматривать в совокупности, иначе принцип внедрения НДТ не будет достигнут.
Также в рамках комитета рассмотрели вопрос электронных торговых площадок (ЭТП). В феврале 2019 года начались продажи сжиженного нефтяного газа (СНГ) через ЭТП. Это должно было решить проблему справедливого рыночного ценообразования и либерализации торговли. ЭТП стали аналогом биржевой торговли. Чтобы сдерживать диапазон скачка потенциальных цен, установлен предел роста в 20%.
За год через ЭТП было продано 176 тыс. тонн сжиженного газа, однако ряд покупателей СНГ остались недовольны.
«В конце года возникли ситуации по росту цен на некоторых площадках. В связи, с чем министерством энергетики инициированы поправки, которые влекут ряд ограничений», - отметил Яромир Рабай.
Предложено сократить торговые сессии, ужесточить вывоз СНГ ж/д и автомобильным транспортом. В правилах торговли порог повышения цены снижен до 10%. Принятие предельного роста было связано с Мангистауской областью из-за единственного поставщика СНГ.
«Корневая проблема - одинаковые отпускные цены для всех заводов. В Мангистау короткое плечо и разница в отпускной цене «КазГПЗ» и рыночной доходит до 116%. Нужно поднять цену завода, тогда те ИП и ТОО, которые не торгую газом на заправках, а перепродают, сами собой закроются», - отметил председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев.
Вице-министр энергетики РК Асет Магауов подчеркнул, что торговля через ЭТП должна привести к либерализации рынка.
ТОО «КазГПЗ» в 2019 году на продаже СНГ потерял 15,5 млрд тенге. Средняя цена отпуска СНГ с завода - 25 тенге за литр, тогда как рыночная стоимость составляет 55 тенге.
«Зарегистрировано 170 ИП, хотя такого количества заправок в городе нет. Мы поддерживаем торговлю через ЭТП, за год предприятие смогло дополнительно переработать 16 тысяч тонн СНГ и реализовать на площадке торгов. Опыт показал, что стоимость зависит от рынка: если в 2019 году мы продавали за 25 тенге, то в марте литр стоит уже 34 тенге за литр. ЭТП будет прозрачным механизмом, другого пока мы не видим», - сказал заместитель председателя правления по производству АО НК «КазМунайГаз» Жакып Марабаев.
Данияр Абулгазин рекомендовал министерству энергетики РК тщательно изучить возможные механизмы регулирования рынка сжиженного газа и рассмотреть все варианты его либерализации. Конечной целью должна стать справедливая рыночная цена как для оптового покупателя на заводе, так и для розничного на АГЗС.