В Казахстане пересмотрели порядок проведения митингов
На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК под председательством спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили во втором чтении проект закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», передает корреспондент zakon.kz.
Как рассказал мажилисмен Канат Мусин, депутаты значительно переработали нормы данного законопроекта. В частности, в статью 3 введена норма о презумпции в пользу проведения мирного собрания.
Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания, такое собрание может состояться, - сказал он.
Изменения коснулись срока подачи заявлений на проведение мирного собрания, а также ответа уполномоченного органа.
Существенно сокращены сроки уведомления о мирном собрании. Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был уменьшен до 5 рабочих дней, против 15, предлагавшихся Правительством.
Одновременно, с 10 до 3 рабочих дней сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление. С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения - с 10 до 7 рабочих дней, - сообщил парламентарий.
По его словам, более длительный, по сравнению с уведомлением срок, связан с особенностью таких мероприятий, предполагающих перекрытие улиц, создание определенных неудобств для граждан и бизнеса, не имеющих отношения к этим мероприятиям.
Также законопроектом, в статье 14, определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания.
Никакие другие обстоятельства, не могут влечь за собой запрета на мирное собрание. Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Специализированные места для проведения мирных собраний, согласно законопроекту, определяются местными представительными органами. В проекте закона сформулирован ряд требований к таким местам. Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц, - уточнил Мусин.
Он добавил, что кроме того, рабочая группа внесла существенную поправку в статью 9 законопроекта. В соответствии с поправкой мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом. Исчерпывающий перечень таких мест содержится во введенном рабочей группой новом пункте 5 статьи 9 законопроекта.
Хочу отметить, что ни одного государственного органа, включая Парламент и Правительство, в этом перечне нет, - подчеркнул он.
Наряду с этим внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов. В отличие от действующего закона, по которому любое мирное собрание от пикетирования до демонстрации проводятся исключительно по разрешению, теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание.
Международные документы рекомендуют не делать процесс уведомления обременительным или бюрократизированным. Аналогичное мнение высказывалось и казахстанскими неправительственными организациями в ходе обсуждения законопроекта. В этой связи депутатами изменены статьи 11 и 13 законопроекта, в которых описан механизм рассмотрения уведомлений. Согласия акимата на проведение мирного собрания не требуется. В соответствии со статьей 10 законопроекта местный исполнительный орган, получив уведомление, обеспечивает безопасность мирного собрания. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении, но только если на это есть основания, указанные в статье 14. В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее, - пояснил депутат.
В то же время для проведения демонстрации или шествия, используется другая форма уведомления - заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженности, сведения об использовании транспортных средств.
Депутатами также сокращен перечень сведений, которые организатор должен указывать в уведомлении.
Оксана Скибан
Читайте также