Гендер – как социально-культурный феномен

Гендер - как социально-культурный феномен

 

Понятие «гендер» относительно исторических рамок появилось совсем недавно, однако уже имеет множество определений, точек зрения и богатую предысторию.

Необходимо отметить, что понятия «пол» и «гендер», которые на первый взгляд кажутся похожими, на самом деле не являются тождественными. Современная социология и психология различает эти два понятия.

Понятие «гендер» имеет сложное определение. Это слово является происходит с английского языка, поэтому однозначного перевода на русский язык у него нет, ввиду чего «гендер» в русском языке часто заменяется «полом». Понятие «гендер» по-разному представлено у различных ученых в зависимости от целей проводимых исследований и их концепций. По сути, гендер - это «социальный пол», характеристика, которая является социально-биологической, результат взаимодействия человека с другими людьми в обществе и приобщения к культуре. Это некий итог человеческой социализации в соответствии с его полом.

Также есть понятие как конкретный гендер. Конкретный гендер содержит в себе определенные стандарты, а именно гендерные роли.

Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых норм поведения для мужчин и женщин. Можно сказать, что гендерные роли определяют мировоззрение человека, его характер, привычки и даже манеру одеваться.

Гендерная система поддерживается нормами, которые являются своеобразными рамками для мужчин и женщин. Существуют различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек, которые показывают «правильную» модель поведения в обществе в соответствии с полом. Если кто-либо этим нормам не соответствует, на него вешают ярлыки, которые сильно задевают самооценку человека, что приводит человека к стрессу.

«Гендер» как научный термин появился в начале 1970-х гг. Ученый из США Р. Столлер на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме впервые упомянул такое явление, как социальный пол, или, иными словами, гендерное самосознание. В дальнейшем это положило начало гендерной идентификации и гендерной социализации. Можно сказать, что пол делает человека мужчиной или женщиной с рождения, а гендер в процессе социализации делает его мужественным или женственным. Таким образом, Р. Столлер выделил социокультурные характеристики мужчины и женщины.

Стоит отметить, что благодаря активной общественной деятельности феминисток, которые хотели добиться исторической справедливости по отношению к женскому полу, его опыту и вкладу в историю, в 1970-е гг. понятие «гендер» и, собственно, проблема гендерного неравенства стали центром исследовательского внимания. Это обусловило проведение множества гендерных исследований, появились новое направления в психологии, что позволяет дальнейшее исследования по данной сфере.

После того как понятие «гендер» вошло в научный круг исследований, оно все чаще стало обсуждаться в других сферах жизни человека и уже заняло прочное место в обиходе. На данный момент имеется большое количество книг и статей о гендерной социологии и психологии, стереотипах, ведь это имеет отношение не только отдельно к мужчинам или женщинам, но ко всему обществу.

Гендер - это продукт социума и культуры. Он также является фундаментом в процессе психического и социального становления каждой личности.

О гендере и его нормах мы узнаем через воспитание родителей и учителей, общение со сверстниками, средства массовой информации, художественную литературу и кино. Этот процесс можно назвать гендерной, или полоролевой социализацией. Гендерная социализация - это процесс общественного конструирования, во время которого человек узнает о понятиях «мужского», «женского» моделях поведения и нормах, которые соответствуют каждому из понятий.

Гендерные стереотипы - это некий конструкт, шаблоны в массовом сознании людей, которые, по сути, определяют социальные нормы.

Гендерные стереотипы содержат обобщенные, упрощенные и эмоционально окрашенные представления об «идеальных» мужчинах и женщинах, которые включают различные нормы и правила поведения, разделенные по половому признаку. Они выполняют функцию схем, с помощью которых мы обрабатываем и запоминаем получаемую информацию, относящуюся к полу и гендеру. Гендерные стереотипы находятся в подсознании и оказывают влияние на самоидентификацию человека и межличностное общение. В отдельном обществе и культуре стереотипы имеют собственную специфику.

Другая важная составляющая понятия «гендер» - гендерная идентичность. Это внутреннее самоощущение принадлежности к мужскому или женскому полу. Собственная гендерная идентичность может не совпадать с социальной ролью - таких людей называют трансгендерными. Пол, с которым рождается человек, сразу дает установку родителям и другим воспитателям, каким образом его нужно воспитывать, то есть в соответствии с гендерными нормами и ролью (иными словами - социальными ожиданиями).

На основе гендерных взаимоотношений и собственной самоидентификации может возникнуть гендерный конфликт - нежелание какого-либо индивидуума соответствовать предписанной ему роли и выполнять гендерные нормы. Решить гендерный конфликт можно лишь путем переосмысления взглядов на традиционные женские и мужские роли.

Гендерные стереотипы образуются от сочетания личного опыта человека и информации, полученной из внешних источников. Средства массовой информации являются одним из основных источников распространения и укрепления гендерных стереотипов, так как они формируют общественное сознание. Современные СМИ умеют очень ярко и достаточно упрощенно показать гендерные особенности человека.

Сегодня ученые стали более серьезно подходить к изучению гендерной проблематики. Открываются новые неожиданные факты в отношении половых различий. Исследования проводятся на примере культур разных народов мира. В свою очередь проходит множество различных конференций и симпозиумов, на которых обсуждается гендерная проблема.

К сожалению, стоит подчеркнуть, что современные гендерные исследования не имеют обобщающих теорий и идей.

Следует также отметить, что в современных средствах массовой информациидовольно часто происходит смешение понятий «гендер» и «пол», поскольку отсутствует устойчивая научная терминология по данному вопросу. Безусловно, это неверно, к тому же у людей устанавливаются определенные модели поведения, закрепленные с конкретным полом, что ставит человека в строгие общественные рамки, которые приносят дискомфорт и даже вред психическому здоровью.

 

 

Главный специалист

специализированного межрайонного суда

по уголовным делам Актюбинской области Таирова Ж.А.

2020 год
Следите за новостями zakon.kz в: