Закон направлен на совершенствование гражданского процессуального законодательства, расширение сферы применения примирительных процедур, минимизацию судебных расходов граждан, а также проявление заинтересованности населения во внесудебном урегулировании спора.
Первый блок документа направлен на развитие досудебного и внесудебного урегулирования споров.
Поправки направлены на разграничение деятельности профессиональных и общественных медиаторов, которые, соответственно, входят в реестр профессиональных медиаторов и реестр общественных медиаторов.
Заменено понятие «непрофессиональный медиатор» на «общественный медиатор», указание деятельности медиатора на общественных началах необходимо для обозначения его общественного статуса, как оказывающего содействие в примирении сторон на безвозмездной основе.
Также определены основные функции организации медиаторов и компетенция уполномоченного органа.
Уточняются права и обязанности медиатора. Кроме того, предусматривается развитие онлайн-медиации. Закон также расширяет круг лиц, у которых может быть составлено соглашение об уплате алиментов, это – медиаторы, адвокаты, юрисконсульты.
Второй блок направлен на совершенствование гражданского процессуального законодательства.
Поправки этого блока предусматривают объединение терминов «заявление», «исковое заявление», «иск» в единый термин «иск», за исключением дел особого производства.
Также планируется адаптировать институт «образцовое судебное решение», ввести в гражданский процесс новый институт «досудебный протокол», который позволит сторонам использовать возможность урегулирования спора в досудебном порядке.
Кроме того, предусматривается ряд категорий дел из искового производства перевести на упрощенный порядок рассмотрения, при котором судебное разбирательство не проводится, а решение принимается судом по письменным документам в месячный срок.
Планируется расширение сферы применения исполнительной надписи, совершаемой нотариусами, а также соглашений о примирении, заключенных адвокатами или юридическими консультантами в порядке партисипативной процедуры.
В целях сокращения необоснованных длительных судебных тяжб государственных органов с гражданами, бизнесом и инвесторами территориальным органам предусматривается апелляционное и кассационное обжалование судебных актов путем согласования позиции с вышестоящим органом.
Также предполагается внедрить новый IT-сервис, использующий элементы искусственного интеллекта, который будет готовить проекты судебных актов на основе четких алгоритмов принятия решений.
Решения будет подписывать судья, ответственность за их законность и качество сохраняется за судьей. Предусмотрено и исключение заочного производства в связи с его невостребованностью.