Обращаясь к министру энергетики и председателю Агентства РК по защите и развитию конкуренции, Линник отметил, что поводом депутатского запроса послужили обращения в адрес фракции от субъектов МСБ в сфере розничной реализации нефтепродуктов. По его словам, глава государства неоднократно отмечал, что из года в год наши граждане и предприниматели страдают от отсутствия прозрачности в системе производства и распределения ГСМ.
Как нам известно, Министерством энергетики во исполнение данных поручений Главы государства принят приказ от 6 января 2022 года за №2, согласно которому на территории страны установлены предельные розничные цены на нефтепродукты сроком на 180 дней.
Вместе с тем, исполнение данного нормативного правового акта столкнулось со следующими трудностями. Так, при определении ценообразования Министерство отталкивалось от розничных цен, установленных на АЗС ТОО «Petro Retail» (бывшая сеть АЗС «КазМунайГаз өнімдері»), которое получает объемы напрямую от основных ресурсодержателей по приемлемым ценам.
Он добавил, что малые же и средние розничные реализаторы вынуждены приобретать нефтепродукты у оптовых поставщиков-посредников и мелких давальцев, по ценам уже на порядок выше, чем у первичных ресурсодержателей, что в свою очередь, сказывается на цене. Кроме того, принятое 10 января этого года решение Минэнерго о прямом выделении ресурсодержателями объемов нефтепродуктов всем розничным реализаторам (сетям АЗС), минуя посредников и по ценам текущего уровня ТОО «Petrosun» опять-таки столкнулось с открытым игнорированием.
Также парламентарий указал, что отсутствует равный доступ к нефтепродуктам.
Так, свободный и неограниченный доступ к объемам топлива у крупнооптового поставщика ТОО «Petrosun» таких гигантов как GasEnergy, Sinooil, Qazaq Oil, КазМунайГаз и искусственно созданные барьеры для остальных более мелких реализаторов, вынуждают их продавать ГСМ практически по себестоимости, а то и в убыток себе. В такие условия МСБ загнали монополисты и так называемые «прокладки» между НПЗ и АЗС. В настоящее время, одни и те же «особые» компании получают львиную долю распределяемых нефтепродуктов, а остальные - либо получают по остаточному принципу, либо не получают вообще, становясь в неравные рыночные условия, тем самым обрекаясь на банкротство. Андрей Линник
Особый акцент он сделал на деятельности основного оптового поставщика нефтепродуктов страны - АО НК «КазМунайГаз», который абсолютно игнорирует мелких розничных реализаторов.
Вдобавок ко всему мелкие и средние розничные реализаторы вынуждены подписывать контракты на кабальных для них условиях.
Так, ресурсодержатели, на систематической основе, понуждают МСБ к условиям контрактов со 100% предоплатой не позднее четырех дней, при сроках поставки не менее 30-ти дней с момента предоплаты и не факт, что условия будут исполнены. Андрей Линник
В связи с этим депутат потребовал правительство принять ряд мер: обеспечить не менее 50% выделение объемов нефтепродуктов напрямую от ресурсодержателей к розничным реализаторам нефтепродуктов, минуя посредников; либо ввести государственное регулирование оптовых цен на нефтепродукты; ускорить процедуры цифровизации распределения нефтепродуктов на базе интегрированной информационной системы «Единая государственная система управления недропользованием РК».