Мы всегда говорим, что КТК на сегодняшний день является наиболее экономически рентабельным маршрутом отгрузки казахстанской нефти, экспорта, соответственно, основная задача – сохранить бесперебойную работу данного маршрута для того, чтобы иметь устойчивый канал сбыта экспорта казахстанской нефти. Это очень немаловажно и значительно для роста экономики в целом Казахстана. Когда мы говорим об альтернативе, здесь вопрос нужно ставить таким образом: мы в ближайшие два года собираемся увеличить добычу нефти за счет расширения наших крупных месторождений, поиска новых, ввода в эксплуатацию новых небольших месторождений.Министр энергетики РК Болат Акчулаков
В целом, по его словам, в ведомстве прогнозируют увеличение добычи с нынешних 85,7 млн тонн (план 2022 года) до 103-107 млн тонн.
Соответственно, это объемы свыше тех, которые мы сегодня на экспорт отгружаем. Конечно, в такой ситуации мы должны подумать о том, как эти сверх объемы иметь возможность отгрузить. С этой точки зрения мы рассматриваем другие альтернативные возможные маршруты.Болат Акчулаков
Глава Минэнерго добавил, что это могут быть маршруты и увеличение отгрузок в сторону КНР по существующему нефтепроводу и поставка казахстанской нефти через Каспийское море.
Мы неоднократно говорили, что партнерами по Каспийскому морю по данным альтернативным нагрузкам и Азербайджан, и Иран могут быть. В силу разных обстоятельств Иран имеет свои особенности. В случае с Ираном вы знаете, что это вопросы и текущих санкций в отношении этой стороны, поэтому эти вопросы индикативные. Но, тем не менее, мы их рассматриваем. Вопрос отгрузки нефти через Азербайджан – это вопрос технический, вопрос стоит не о каких-то огромных объемах отгрузки, а от той части избыточной, которая у нас может появиться. Болат Акчулаков