Концепция охватывает основные вопросы, затрагивающие интересы населения в части развития коммунальной и жилищной инфраструктуры.
Стратегическое развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры предусматривает следующие направления:
модернизацию и развитие коммунального сектора;
развитие жилищной инфраструктуры.
Основными принципами реализации направлений являются:
обеспечение минимально обязательного уровня доступности объектов и услуг (благ) населению в зависимости от типа (город, село) и размера (численности населения) населенных пунктов;
финансовая обеспеченность реализации инвестиционных проектов;
поддержание экономического потенциала населенного пункта.
При реализации проектов за счет государственных инвестиций планируется применить комплексный подход к развитию по принципу «люди к инфраструктуре» с обеспечением «бюджетного фильтра».
Так, говорится, что местные исполнительные органы в качестве операторов по реализации инфраструктурных проектов самостоятельно определяют конкретные объекты, нуждающиеся в ремонте, реконструкции и строительстве, необходимые объемы финансирования.
Определяющим фактором повышения качества жизни населения является создание комфортной среды проживания.
В концепции говорится, что для полноценной среды жизнедеятельности и предоставления населению комплекса услуг в соответствии с социальными стандартами требуются наращивание жилищного фонда и развитие необходимой жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Предусматривается, что развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах будет осуществляться с учетом особенностей каждого региона и принципов системы региональных стандартов, которые включают в себя конкретный перечень услуг и благ (для сел – от 12 до 32, для городов – 51).
Основой обеспечения благоприятных условий проживания населения за счет создания оптимальной системы расселения, рациональной организации территории и определения долгосрочной потребности в инфраструктуре является формирование качественных градостроительных проектов (генеральных планов, проектов детальной застройки).
С учетом передового международного опыта урбанистики будут выработаны новые подходы формирования компактной городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей и бизнеса.
Также планируется разработать принципы и стандарты комплексного развития городских территорий, формирования архитектурного облика городов и освоения незастроенных территорий с обеспечением развития по принципу «шаговой доступности» общественных пространств (парков, скверов, набережных зон, социально-культурных объектов и других мест отдыха для населения), транспортной и дорожной инфраструктуры.
Будут продолжены меры по газификации населенных пунктов.
В рамках бюджетов «народного участия» с участием представителей заинтересованных государственных органов, общественных организаций, жителей городов, депутатов городских маслихатов рассматриваются вопросы реализации программ благоустройства дворов, озеленения, освещения, вывоза отходов и захоронения за счет средств местных бюджетов.
Для активного вовлечения населения в «бюджеты народного участия» внедрен модуль «бюджет народного участия» на единой платформе интернет-ресурсов местных исполнительных органов.
Согласно Концепции развития местного самоуправления до 2025 года расширятся полномочия схода местного сообщества по вопросам определения приоритетных задач, сроков их реализации, согласования плана развития местного сообщества.
С 2024 года в сельских округах собрания местного сообщества будут преобразованы в представительный орган – Кенес, что позволит «бюджет народного участия» реализовать через сходы и собрания местного сообщества при формировании бюджета местного самоуправления.
Будет предусматриваться эффективное использование жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в моногородах с учетом снижения численности населения.
Для эффективного формирования в городских и сельских населенных пунктах комфортной среды проживания будут приниматься дальнейшие меры по модернизации и развитию систем коммунального сектора.
Для создания комфортных условий для населения предусмотрено повышение требований к качеству возводимого жилья с применением современных технологий и оснащением их системами интеллектуального управления.
Для обеспечения интенсивного жилищного строительства и снижения затрат, влияющих на стоимость строительства, районы массовой жилищной застройки будут обустраиваться инженерной инфраструктурой, а также субсидироваться кредиты частных застройщиков, осуществляющих строительство доступного жилья.
Ожидается, что реализация концепции в итоге обеспечит к 2026 году:
100% доступ населения к услугам водоснабжения в городах и селах.
Снижение износа сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения – до 45%.
Обеспечение многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета тепла и воды −до 100%.
95% обеспечение очистки сточных вод в городах республиканского и областного значения.
Доступность жилья − 0,47 (отношение среднедушевых доходов населения на среднюю стоимость 1 кв. м. (продажа нового жилья (квартиры в многоквартирных домах).
Снижение доли объектов кондоминиумов, требующих капитального ремонта − до 30%.
Как следует из документа, жилищный фонд страны на начало 2022 года составил 387,7 млн кв. метров, из которых 250,2 млн кв. метров, или 64,5%, расположено в городах и других городских поселениях, а 137,5 млн кв. метров (35,5%) – в сельских населенных пунктах.
При этом почти весь (97,8%) жилищный фонд находится в частной собственности населения страны и лишь 2,2% – в государственной собственности.
В 2018–2021 годах показатели жилищного строительства демонстрировали положительную динамику. По данным статистики, по республике было построено в этот период 58 млн кв. м нового жилья (521 тыс. жилищ).
При этом годовой объем ввода жилья в 2021 году увеличился в сравнении с 2018 годом на 36,8%.
На начало 2022 года удельный вес общей площади жилищного фонда республики, оборудованного водоснабжением, достиг 98,2%, канализацией – 72,5%, отоплением от индивидуальных установок – 58,1%, ванной или душем – 42,9%, центральным горячим водоснабжением – 37%, горячим водоснабжением от индивидуальных нагревателей – 13,5%, газом – 86,8%, напольными электроплитами – 11,9%.