Особенности уголовно-правовой защиты предпринимательства от несправедливой конкуренции и монополии

Особенности уголовно-правовой защиты предпринимательства от несправедливой конкуренции и монополии в Азербайджанской Республике

Особенности уголовно-правовой защиты предпринимательства
от несправедливой конкуренции и монополии
в Азербайджанской Республике

 

В результате монополии, которая считается одним из основных методов (форм) нечестной конкуренции, а также более широкого понятия - несправедливой и противоправной коммерческой практики - наносится ущерб не только потребителям, но и учиняется разрушающий ущерб национальной экономике и в целом, ухудшается состояние хозяйственной жизни государства, экономическая система парализуется и попадает в зависимость от отдельных монополистов. Аспирант Университета «Одлар Юрду», г. Баку Алиев Сабухи Осман оглы исследовал данный вопрос.

 

 Монополия также оказывает крайне отрицательное воздействие на эффективное функционирование рыночной экономики, нарушает здоровую и свободную конкуренцию, являющуюся важным условием рациональной активности рыночной экономики, препятствует развитию нормальной коммерции (предпринимательства), разоряет относительно слабых предпринимателей. Это социальное бедствие, представляющее большую опасность для экономико-хозяйственной жизни общества, государства и страны, разрушает предпринимательскую деятельность не только в национальном, но и в международном масштабе. Поэтому против данного бедствия ведется борьба на различных уровнях, правильная организация которой имеет немаловажное значение для развития рыночных отношений и предпринимательства, для создания благоприятных условий для защиты прав и интересов предпринимателей, стимулирует формирование здоровой среды в сфере коммерческих отношений, создает состояние гармонии. Данная борьба преследует цель препятствовать попыткам сильных с экономической точки зрения предпринимателей занять на внутреннем и международном рынках позиции, позволяющие диктовать условия торговли, в противоречие интересам более слабых предпринимателей, одним словом, предотвращает случаи монополизации рынка.

В соответствии с законодательством субъекты рынка несут административную и гражданскую правовую ответственность, в том числе и уголовно-правовую ответственность, за несправедливую конкуренцию (несправедливую коммерческую практику) и за использование монополистических действий (монополизация рынка), являющихся одним из основных ее способов (форм). Статья 199 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики предусматривает ответственность за ограничение справедливой конкуренции любыми способами, что направлено на защиту предпринимательства от монополизма (7, с. 43). Преступление, предусмотренное в настоящей статье, посягает на фундаментальный и центральный принцип функционирования рыночной экономики и ее движущей силы, то есть предпринимательства - свободную, законную, добросовестную и здоровую конкуренцию. Анализируемое нами преступление является деянием в сфере реализации предпринимательской деятельности с использованием монополистических действий и монополистического положения на рынке и нарушает нормальное развитие отношений, возникающих в связи с ведением законной конкуренции между предпринимателями на рынке товаров.

Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, зарождающиеся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и ее важного условия - здоровой конкуренции. В качестве непосредственного объекта преступления выступают общественные отношения, нацеленные на предотвращение монополизации рынка товаров и несправедливой конкуренции. Его дополнительный непосредственный объект может состоять конкретно из общественных отношений, обеспечивающих интересы потребителей. Данное преступление посягает также на второй дополнительный (обязательный альтернативный) непосредственный объект: здоровье, честь и достоинство личности, отношения собственности.

Предмет преступления составляет товар. Под товаром подразумевается продукты, работы или услуги, изготовленные на продажу или для обмена.

Объективную сторону анализируемого преступления формируют два вида деяний: 1) монополистические действия с установлением монополистически высокой или монополистически низкой цены; 2) ограничение конкуренции путем разделения рынка, лимитации возможностей доступа к рынку, отстранения уже действующих там других участников экономической деятельности, установлением или сохранением единой цены.

Под монополистическими действиями подразумевается деятельность, нацеленная на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность, выражаясь в одной из форм монополии, преследует цель недопущения, ограничения или ликвидации конкуренции между хозяйственными субъектами или органами управления и исполнительной власти.

Организационно-правовые основы предотвращения, ограничения и ликвидации монополистической деятельности в Азербайджанской Республике заложены в Законе «Об антимонопольной деятельности» (от 04 марта 1993 года) (1).

Основная черта исследуемого преступления характеризуется тем, что настоящее преступление посягает на свободную конкуренцию между производителями товаров (предпринимателями), являющуюся фундаментальным и центральным принципом рыночной экономики. Конкуренция - такая форма борьбы между субъектами рынка за выгодные условия предпринимательской деятельности, которая основательно ограничивает возможность воздействия независимой деятельности каждого из них на общее состояние товарооборота (продуктов, работ, услуг) и стимулирует производство товаров, необходимых потребителям. Свободная, здоровая и законная конкурентная борьба считается непременным условием эффективного функционирования предпринимательства.

Монополистические действия выражают объективную сторону исследуемого нами преступления только в том случае, если данные действия реализуется путем установления монополистически высокой или монополистически низкой цены. Монополистически высокая цена подразумевает такую цену, установленную в отношении произведенного товара со стороны хозяйственного субъекта, занимающего доминирующую (превалирующую) позицию на рынке товаров, которая преследует цель компенсации необоснованных расходов (затрат) по причине приобретения дополнительной прибыли вследствие не использования производственной мощи и (или) понижения качества товара. Монополистически высокая цена устанавливается для компенсации необоснованных расходов (затрат) или для приобретения большей выгоды по сравнению с нормальным состоянием.

Монополистические действия могут осуществляться по отношению к конкретному виду товара (работы, услуги) или к конкретному рынку товаров. Данные действия выражают злоупотребление доминирующим положением на рынке товаров. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйственного субъекта, полагающегося на свой превалирующий экономический потенциал, при котором создается возможность его решающего воздействия на конкуренцию и затрудняется вступление других участников рынка (предпринимателей) на рынок. Если хозяйственный субъект обладает долей рынка в размере 35 % и более или в размере, превышающем лимит, предусмотренный законодательством, то считается, что он занимает доминирующую позицию.

Случаи преступных монополистических действий (совершаемых путем установления монополистически низкой или монополистически высокой цены) завершаются при установлении фактической цены на товары со стороны хозяйственного субъекта, занимающего доминирующее положение, и для их завершения не требуется наличие вредного результата (нанесения ущерба). Поэтому преступление с совершением монополистических действий имеет не материальный, а формальный состав.

Объективная сторона исследуемого преступления также выражается в форме ограничения конкуренции, в результате данного деяния для удовлетворения общественного спроса предпринимателям, продающим товар, оказывающим услуги или выполняющим работы, наносится значительный ущерб. Ограничение конкуренции осуществляется в форме ряда альтернативных действий, указанных выше. Одним из них является разделение рынка.

Рынок может быть разделен по территориальному принципу, по объему продаж и закупок, по ассортименту продаваемых товаров или кругу продавцов (или покупателей - заказчиков) и выражается в различных действиях (например, в форме необоснованного запрета на движение продуктов между регионами республики, налагаемого со стороны органа исполнительной власти и пр.).

Ограничение конкуренции может выражаться также в форме деяния по ограничению возможности доступа на рынок, к которому относятся: 1) принуждение контрагента (противоположной стороны договора) к принятию договорных условий, ему невыгодных или не имеющих отношение к предмету (содержанию) договора; 2) внесение условий дискриминационного характера в договор (что приводит к дискриминации, нарушению прав предпринимателей и созданию неравного для них положения); 3) совершение уступок в одностороннем порядке, предоставляющих преимущество одному из хозяйственных субъектов, ведущих борьбу между собой; 4) предоставление необоснованных налоговых, кредитных и прочих уступок, приводящих в итоге к доминирующему положению отдельных хозяйственных субъектов по отношению к другим субъектам того же рынка.

Иным деянием по ограничению конкуренции является отстранение других субъектов экономической деятельности от рынка, в которое входят: 1) распространение ложных, неточных и искаженных сведений (в результате наносится ущерб хозяйственному субъекту, отстраняемому от рынка, или его деловому престижу); 2) введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, места и способа производства, характера товаров, допускаемых на рынок, от которого отстраняется хозяйственный субъект; 3) необоснованный запрет на производство и продажу определенного вида товара со стороны отстраняемого от рынка хозяйственного субъекта; 4) уничтожение, повреждение, порча, брак или вывод на другой рынок товара, производимого хозяйственным субъектом, отстраняемым от рынка, и пр.

Конкуренция также может ограничиваться путем установления единой цены или ее сохранением. Установление единой цены выражается в форме объявления на рынке единой цены на товар без учета затрат, учиненных на производство конкретного вида товара со стороны хозяйственного субъекта, на доставку его до места назначения, на хранение, естественной потери и пр. В дополнение, если установленная единая цена, монополистически высокая или монополистически низкая, монополистические действия очевидны.

Сохранение единой цены может выражаться в виде сохранения на одинаковом уровне одной и той же цены на определенный вид товаров путем регулирования количества (объема) товаров, допускаемых на рынок (напр., хранением товаров на складе, вывода товаров из оборота и т.д.).

Перечисленные виновные действия (разделение рынка, ограничения возможности доступа на рынок, отстранение других субъектов предпринимательской деятельности от рынка и пр.), составляющие объективную сторону преступления по ограничению конкуренции, фактически завершаются в момент совершения и с данного момента считаются содеянными. Для признания преступления завершенным не требуется нанесения ущерба. Это дает основание высказать мнение, что по своей конструкции монополистические действия по ограничению конкуренции относятся к преступлениям не с материальным, а с формальным составом.

Что касается предмета преступления по ограничению конкуренции, в его качестве может выступать любой товар, как и в случаях монополистических действий. Наряду с этим исследуемое преступление может и вовсе не иметь предмета, с чем мы сталкиваемся при ограничении конкуренции или монополистических действиях в области оказания услуг или выполнения работ.

Таким образом, Статья 199 Уголовного Кодекса АР перечисляет конкретные альтернативные действия, составляющие объективную сторону исследуемого преступления, к которым относит: 1) установление монополистически высокой цены; 2) установление монополистически низкой цены; 3) разделение рынка, 4) ограничение возможности доступа на рынок; 5) отстранение других субъектов экономической деятельности от рынка; 6) установление единой цены, 7) сохранение единой цены (7, с. 45).

Создается такое впечатление, что место совершения данного преступления - рынок товаров. Только на рынке товаров могут совершаться монополистические действия или ограничиваться конкуренция.

Указанные действия устраняют общие и равные конкурентные условия, определенные для всех участников рыночных отношений (всех субъектов рынка), в пользу монополиста, и тем самым допускается несправедливая конкуренция. Данные действия наносят ущерб как другим хозяйственным субъектам (в первую очередь, предпринимателям), так и потребителям. Несправедливая конкуренция подразумевает действия, направленные на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности хозяйственным субъектом противозаконными и несправедливыми способами, тем самым наносящими ущерб другим субъектам рынка (конкурентам, то есть субъектам, способным вывести на рынок товар на определенный рынок товаров или рынок взаимозаменяемых товаров) или их деловой репутации.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется виной в форме непосредственной преднамеренности. Личность осознает, что совершаемые ею действия станут причиной монополизации рынка, и он желает такого исхода. Во многих случаях виновное лицо преследует корыстные цели, то есть корысть в большинстве составляет мотив данного преступления. Но корысть не считается обязательным признаком преступления, однако учитывается при назначении наказания. Одним из мотивов также может быть месть конкуренту. То есть, возможно, что преступление совершается с намерением отомстить конкуренту.

Целью преступления, обычно, является приобретение незаконной, законно необоснованной прибыли. Как и мотив, цель не считается обязательным признаком преступления.

Субъект анализируемого преступления общий и частный. Общим субъектом преступления считается сознательное физическое лицо, достигшее 16 лет. Частным субъектом может быть: 1) частные предприниматели, 2) руководители коммерческих организаций и из объединений, 3) руководители некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью; 4) должностные лица государственных органов исполнительной власти; 5) должностные лица местных органов самоуправления (7, с. 44).

Однако закон признает различных представителей хозяйственных субъектов, обладающих господствующим положением на рынка, в качестве основного и первоначального субъекта преступления, что является известным фактом, не требующим доказательства. Именно эти лица заинтересованы в совершении действий, нацеленных на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности противозаконными и несправедливыми методами, и наносящими ущерб другим субъектам рынка (конкурентам) или их деловой репутации.

В составе исследуемого преступления вопрос установления пострадавшего, категории лиц, которым нанесен вред, представляет особый интерес. Надо отметить, что мы встречаем аналогичные нормы, предусматривающие ответственность за монополистические действия или ограничение конкуренции, в уголовном законодательстве ряда зарубежных государств (например, Российской Федерации и др.) (4, с. 457). Квалифицированные ученые в области уголовного права, дающие толкование данной нормы, однозначно утверждают, что она направлена на защиту предпринимательства от несправедливой конкуренции и монополии. Это дает нам возможность прийти к выводу, что от такого преступления, как монополистические действия и ограничение конкуренции, ущерб наносится субъектам предпринимательской деятельности - предпринимателям.

 

Литература

 

1. Закон Азербайджанской Республике «Об антимонопольной деятельности» от 04 марта 1993 года

2. Уголовное законодательство зарубежных стран. Общая часть /Под ред. И.Д. Козочкина. М., 2003, Омега-Л

3. Уголовное право БССР. Часть общая. Учебник./Под ред. И.И.Герелика, Н.С. Тишковича. Минск. Вышейщая школа, 1973

4. Уголовное право России. Учебник. /Огв. ред. А.Н.Игнатов, Ю.А. Красиков. Том 1. М., Норма - Инфра, М., 1998.

5. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М., Юристь, 2001

6. Уголовное право. Общая часть. Учебник /Под ред. Б.В.Здравомыслова, Ю.А.Красикова, А.И. Рарога. М., Манускрипт, 1992

7. Уголовный Кодекс АР. Баку: Ганун, 2007

 

 

 

Р Е З Ю М Е

 

Предпринимательская деятельность является видом деятельности, постоянно изменяющейся в соответствии с существующей и международной обстановкой, и параллельно с этим развитием требующей обновления экономическо-политической правовой системы, ее адаптации. В данном значении в ракурсе таких значительных процессов защита предпринимательства с гражданской, административной, уголовной и иной правовой точки зрения выдвигается как важная задача государства. Одновременно те или иные особенности инициируют государство рассматривать предпринимательство как технологию, стимулирующую прогресс, экономическую и правовую интеграцию в цивильную мировую экономику.

В период широкого развертывания предпринимательской деятельности и усиления внимания, уделяемого данной области, ведение научных исследований на тему уголовно-правовых аспектов регулирования этого вида деятельности и выдвижение соответствующих предложений имеют особую значимость.

Уголовное право преследует цель охраны предпринимательского права как субъективного, конституционного права, а также защиты предпринимательства, а точнее, субъектов предпринимательской деятельности от несправедливой и противоправной коммерческой практики (конкуренции), что считается одним из актуальных вопросов в современный период. С этой точки зрения вопросы, затрагиваемые в статье «Особенности уголовно-правовой защиты предпринимательства от несправедливой конкуренции и монополии в Азербайджанской Республике», охватывают охрану предпринимательской деятельности от несправедливой конкуренции, уголовно-правовое регулирование в данной сфере и уголовно-правовую защиту.

 

Summary

The article highlights the methods of committing unfair commercial practice, the influence of this practice on entrepreneurial activity. Also the article gives the review of the experience of the struggling against unfair commercial practice in the country.

 

Научный руководитель

д.. ю. н. Г. С. Гурбанов.

 

 

Азербайджан
Следите за новостями zakon.kz в: