Влияние международно-правовых актов на правовое регулирование деятельности прокурора в российском досудебном производстве
Необходим пересмотр существующего положения прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России. Точка зрения преподавателя кафедры уголовного процесса ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» А. Чуриковой.
Произошедшее в XX столетии бурное экономическое и технологическое развитие повлекло за собой расширение торгово-экономических, политических и правовых связей государств. Экономическая и политическая глобализация и потребность более тесного сотрудничества обусловили необходимость образования различных содружеств и объединений, углубление данных процессов в XX веке повлекло формирование международных сообществ и международных организаций, призванных решать важные межнациональные вопросы и проблемы. В их числе оказались и проблемы борьбы с преступностью.
Анализ российской и зарубежной научной литературы, а также международных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что необходимость борьбы с преступностью на международном уровне обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в XX веке произошел существенный рост числа преступлений во всем мире, что отмечается во многих международно-правовых актах, касающихся уголовного права.
Во-вторых, появилась транснациональная и организованная преступность на межнациональном и международном уровнях, широкое распространение получили преступления террористической направленности. Терроризм и организованная международная преступность стали одними из важнейших проблем современности, что отразилось на международных отношениях и в международно-правовых актах.
В-третьих, международное сообщество осознало степень опасности для всего человечества таких преступных деяний, как геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступные агрессии, а также необходимость уголовного преследования лиц, совершивших подобные преступления
Эти факторы, на наш взгляд, определили тенденции развития национальных систем уголовного судопроизводства и обусловили формирование международно-правовой модели этой деятельности.
Первой тенденцией развития уголовного процесса является его глобализация - создание международных уголовно-правовых систем и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство на международном уровне, а также оказывающих международно-правовое содействие и вырабатывающих единонаправленную правовую политику в сфере уголовного судопроизводства (например, такие органы, как Международный уголовный суд, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная ассоциация прокуроров).
Второй тенденцией является унификация и интеграция норм уголовно-процессуального права, осуществляемая несколькими способами:
1) путем заимствования в рамках одной системы национального уголовного процесса норм и институтов другой системы национального уголовного судопроизводства с адаптацией данных норм и институтов уголовно-процессуального права либо без таковой;
2) путем разработки международных стандартов и принятия модельных законов.
На российское законодательство, регламентирующее деятельность прокурора на досудебном производстве по уголовным делам, оказывают существенное влияние как тенденции унификации, так и интеграции норм уголовно-процессуального права. Это выражается в принятии и ратификации Российской Федерацией международно-правовых документов, затрагивающих уголовное судопроизводство, и обуславливается участием РФ и органов прокуратуры России в международных организациях, объединениях и союзах.
Во всех международно-правовых актах подчеркиваются значение и роль прокурора как субъекта, осуществляющего уголовное преследование, при этом особое внимание обращается на то, что именно прокурор является ответственным за надлежащее функционирование органов, отвечающих за расследование правонарушений и преследование правонарушителей. Как следует из международно-правовых актов, основной формой прокурорского уголовного преследования выступает руководство предварительным расследованием и осуществление надзора с целью надлежащего уголовного преследования. Прокурорам предписывается повсеместно обеспечивать безопасность и свободу общества путем охраны верховенства закона, защиты граждан от уголовных посягательств на их права и свободы, обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных преступлений.
При этом главной обязанностью прокуроров является как можно более оперативное осуществление своей деятельности на основе принципов справедливости, беспристрастности, объективности и уважения прав человека (ст. 8 Программы сотрудничества в целях создания правового государства 7-й конференции Генеральных прокуроров государств - членов Совета Европы (СPGE), Москва, 5-6 июля 2006 г.).
В статьях 1 и 2 Рекомендации № R (2000) 19 КМСЕ «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» отмечается, что прокуроры во всех системах уголовного правосудия решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования; поддерживают обвинение в суде; обжалуют или дают заключения по жалобам на все или некоторые решения суда.
При анализе российского уголовно-процессуального законодательства до 2007 года можно констатировать, что правовая регламентация деятельности прокурора на досудебном производстве в целом соответствовала приведенным принципам и нормам международного права, что свидетельствовало об унификации национального законодательства.
Однако совершенно иная ситуация складывается в настоящее время.
Стоит отметить, что спецификой деятельности прокуроров в России является их активное участие во всех правовых сферах, а не только в уголовном процессе. В Резолюции 1455 (2005) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств» Парламентская ассамблея Совета Европы призывает российские власти продолжать реформирование органов прокуратуры в соответствии с действующими европейскими стандартами и Заключением № 340/2005, принятым 10-11 июня 2005 года, в частности, в том, что касается обширных надзорных полномочий российских прокуроров (пп. IX п. 13 резолюции). В Заключении № 340/2005 Венецианская комиссия приходит к выводам, что сильная иерархическая структура российской прокуратуры, сосредоточение власти в руках Генерального прокурора не соответствует принципам, изложенным в Рекомендации R (2000) 19 (п. 75 Заключения № 340/2005). По представлениям Венецианской комиссии требуется дальнейшее реформирование органов прокуратуры, заключающееся в лишении прокуроров обширных полномочий в сфере общего надзора и ориентации деятельности российских прокуроров на направление, сформулированное в Рекомендации 1604 (2003) Парламентской ассамблеи: «Власть и обязанности прокуроров ограничены обвинением в совершении уголовных преступлений и общей ролью в защите общественных интересов посредством системы уголовного правосудия» (ст. 76 Заключения № 340/2005).
Однако в ходе реформирования отечественного законодательства, произошедшего в 2007 году в Российской Федерации и существенным образом изменившего процессуальное положение прокурора на досудебном производстве, приведенные положения международно-правовых актов восприняты практически не были. Российский прокурор не был ограничен в общенадзорных полномочиях, но на досудебных стадиях уголовного процесса был лишен «априори» присущих ему полномочий по решению вопроса о возбуждении уголовных дел и начале уголовного преследования, что в корне противоречит международно-правовым нормам, договорам и выработанным направлениям.
Такая ситуация не вписывается в общую тенденцию унификации и интеграции норм международного и национального права, что может свидетельствовать о переходном, несформировавшемся состоянии правового регулирования деятельности прокурора в российском досудебном производстве.
Учитывая изложенное, необходимы критический пересмотр существующего положения прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России и разработка новых перспективных моделей правового регулирования деятельности прокурора в российском досудебном производстве.