В Казахстане расширят возможности доступа к информации

Министерство информации и общественного развития разработало законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации и общественного участия", сообщает Zakon.kz.

Цель принятия проекта закона – совершенствование законодательства в области доступа к информации с учетом информационных запросов общества и сложившейся правоприменительной практики.

Законопроект охватывает вопросы широкого участия общественности в выработке государственных решений (в нормотворческом и других процессах).

Ключевая задача документа – обеспечить строгое и неукоснительное соблюдение обладателями информации требований закона "О доступе к информации".

В случае принятия законопроекта будет расширена ответственность обладателей информации, закреплены в отраслевых нормативных правовых актах принципы, механизмы и инструменты обеспечения доступа к информации, регламентирован порядок отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования" на законодательном уровне и др.

В перечень сфер деятельности субъектов предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль, регламентированный Предпринимательским кодексом, добавят деятельность в области доступа к информации.

Пересмотрят порядок отнесения документов к "ДСП"

Как отмечено в пояснительной записке, сегодня государственные органы могут отнести широкий перечень сведений, в том числе представляющих общественный интерес, к "ДСП".

При этом, как показывает практика, оспорить действия государственных органов затруднительно, поскольку на соответствующих приказах большинства государственных органов также стоит гриф "ДСП". Однако сложившийся порядок отнесения внутриведомственных документов к "ДСП" вызывает нарекания общественности.

Законопроектом предлагается закрепить в законе "О доступе к информации" порядок отнесения информации к служебной информации ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования" (при этом порядок работы оформление, отправка, размножение, учет, хранение, уничтожение и др.) со служебной информацией ограниченного распространения предлагается закрепить на подзаконном уровне – на уровне ведомственного приказа уполномоченного органа в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления).

Право на доступ к информации

Законопроект более детально урегулирует ограничения права на доступ к информации, что исключит произвольные нарушения, разное толкование норм закона разными ведомствами и выборочное применение норм закона для ограничения доступа к определенной информации.

Новая редакция статьи 5 определяет следующее:

1. Является ли цель, для достижения которой требуется ограничить доступ к информации, законной (то есть определена в пункте 1 статьи 5 Закона РК "О доступе к информации")?

2. Принесет ли какой-либо вред или ущерб раскрытие этой информации? На какой срок требуется ограничить доступ к информации? Нужно ли ограничить доступ к части или к полному документу?

3. Есть ли общественный интерес знать эту информацию (перечень в статье 6 Закона РК "О доступе к информации")? Преобладает ли он над возможным ущербом?

Госслужащие и представители обладателей информации должны проводить такую оценку каждый раз, когда принимают решение об ограничении доступа к информации.

Доступ к информации в сфере здравоохранения

В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения закрепят принцип доступности информации в сфере здравоохранения.

Кроме того, в кодексе закрепят перечень отраслевой информации, к которой в обязательном порядке обеспечивается доступ. Данный перечень сформирован на основе рекомендаций ЮНЕСКО и ОЭСР.

В частности, это информация:

  1. о ходе реализации государственной политики в области здравоохранения;
  2. сведения о формировании и расходовании бюджетных средств, выделяемых на сферу здравоохранения;
  3. статистика здравоохранения, включая показатели заболеваемости, смертности, распространенности заболеваний;
  4. данные государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  5. о вспышках инфекционных заболеваний, включая название заболевания, количество случаев и местоположение вспышки;
  6. о потенциальных рисках для здоровья человека, включая загрязнение атмосферного воздуха и опасную для жизни продукцию;
  7. планы реагирования на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения, включая пандемии;
  8. об экологических угрозах здоровью, включая токсичные химикаты, загрязнение окружающей среды свинцом или небезопасную питьевую воду;
  9. правила техники безопасности на рабочем месте и нормативные правовые акты в области здравоохранения.

Кроме того, предлагается закрепить ответственность за неразмещение данной информации в открытом доступе.

Доступ к информации об экологии

В Экологический кодекс внесут дополнения, согласно которым периодическая информация о состоянии экологии будет способствовать как лучшему контролю со стороны органов власти, так и общественному контролю, повышая прозрачность деятельности в сфере окружающей среды, имеющей высокий социальный интерес и значимость.

Так, акиматы области, города республиканского значения, столицы обяжут ежеквартально размещать на официальном интернет-ресурсе:

  1. отчет о ходе реализации плана мероприятий по охране окружающей среды и расходах местного бюджета на такие мероприятия;
  2. отчет по водопользованию, включая строительство и ремонт водных объектов или их частей (мест водозабора), используемых для целей питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения и (или) культурно-бытового водопользования, с фото-, и (или) видеоматериалами, подтверждающими сведения, указанные в отчете.

Кроме того, для обеспечения неограниченного во времени доступа общественности к информации о намечаемой деятельности, которая может иметь негативное воздействие на окружающую среду, отчету о возможных последствиях будет исключен 30-дневный срок размещения такой информации на сайтах уполномоченных органов.

Для расширения возможностей участия общественности в слушаниях вводится гибридный формат (офлайн и онлайн).

Доступ к информации в сфере образования

В законе "Об образовании" закрепят принцип обеспечения доступа к информации.

Для обеспечения прозрачности, подотчетности и участия общественности в вопросах, связанных со сферой образования будет введена проактивная публикация информации.

Так, уполномоченный орган в области образования размещает и обновляет на официальном интернет-ресурсе следующую информацию:

  1. о ходе реализации государственной политики в области образования, включая результаты оценки организаций образований и аттестации педагогов;
  2. типовые учебные планы и типовые учебные программы уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования;
  3. сведения о формировании и расходовании бюджетных средств, выделяемых на сферу образования;
  4. данные о школах, включая количество школ, численность учащихся, демографическую информацию (пол, возраст) об обучающихся и педагогах по республике;
  5. сведения об образовательных грантах и их получателях;
  6. об экспертизе и апробации учебников и учебно-методических комплексов, включая ее результаты;
  7. о квалификации педагогов, включая их образование и профессиональный опыт;
  8. о возможностях профессионального развития, доступных для педагогов, включая курсы повышения квалификации и конференции;
  9. агрегированные данные об успеваемости обучающихся, включая результаты ЕНТ, комплексного тестирования по республике;
  10. о безопасности в организациях образованиях, включая политику и процедуры по решению проблем безопасности и любых случаев травли (буллинга);
  11. о специальных образовательных программах, доступных детям с ограниченными возможностями, включая приспособления и вспомогательные услуги;
  12. о новых технологиях обучения, включая их внедрение и использование в организациях образования, программы обучения для педагогов и учебные материалы, основанные на данных технологиях;
  13. о сотрудничестве с международными партнерами, зарубежными учебными заведениями и общественными организациями в области образования.

В свою очередь организации образования обяжут размещать:

При этом введут ответственность за неразмещение данной информации в открытом доступе.

Доступ к информации лицам с инвалидностью

В стране проживает более 85 тыс. лиц, имеющих инвалидность вследствие нарушения зрения, и более 29 тыс. человек вследствие нарушения слуха.

Специально для них предлагается законодательно закрепить обязательства по применению адаптированных средств и технологий для лиц с инвалидностью – современные средства и технологии, позволяющие обеспечивать доступность информации для лиц с нарушением слуха и зрения, включающие в себя звукоусиливающую аппаратуру, аудиодескрипцию, субтитры, перевод на жестовый язык, программы экранного чтения, тактильные средства информации.

Проект размещен для публичного обсуждения до 22 мая 2023 года.

Законодательство Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: