В Конституционный суд поступило обращение от казахстанки с просьбой проверить абзац 5 пункта 3 нормативного постановления Верховного суда от 31 марта 2016 года на соответствие пункту Конституции, где говорится, что "Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод".
Согласно указанному нормативному постановлению Верховного суда, при усыновлении ребенка, в отношении которого супругом заявителя установлено отцовство, к заявлению должно быть приложено заключение молекулярно-генетической экспертизы, подтверждающей отцовство в отношении усыновляемого ребенка. При отсутствии такого заключения заявление подлежит возвращению.
Обращение заявителя связано с тем, что суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на данное разъяснение Верховного суда возвратили заявление об усыновлении ребенка в связи с отсутствием заключения молекулярно-генетической экспертизы, подтверждающей отцовство ее супруга в отношении усыновляемого ребенка. Между тем супруг заявительницы в свидетельстве о рождении ребенка, рожденного другой женщиной, не состоявшей с ним в зарегистрированном браке, записан в качестве отца. Он отказался проходить указанную экспертизу, ссылаясь на ее высокую стоимость.
Тем самым была введена новая императивная норма.
Конституционный суд признал, что правовая позиция Верховного суда, устанавливающая молекулярно-биологическую экспертизу одним из необходимых доказательств отцовства при рассмотрении судами дел об усыновлении детей родственниками, содействует укреплению доказательной базы судебных решений и защищает права ребенка, что является важной для рассмотрения соответствующей категории дел.
Вместе с тем Конституционный суд признал, что императивное требование о приложении заключения молекулярно-генетической экспертизы к заявлению в суд об усыновлении ребенка и возврат заявления в случае несоблюдения данного требования не соответствует пункту 2 статьи 13 Конституции.
Таким образом, Конституционный суд считает, что сам суд вправе назначить в ходе судебного процесса необходимую и недостающую для доказательного решения дела экспертизу (в том числе молекулярно-генетическую), проверить законность ее проведения в той или иной организации, оценить и учесть содержащиеся в ней выводы.
В результате, изучив материалы конституционного производства, проанализировав действующее законодательство республики, международный опыт и законодательство отдельных зарубежных стран, Конституционный суд признал требование нормативного постановления Верховного суда об обязательном назначении молекулярно-генетической экспертизы не соответствующим ряду пунктов и статей Конституции.
Нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории РК, окончательным и обжалованию не подлежит.