За комментариями мы обратились в Центр судебной системы и правоохранительных органов Института парламентаризма.
Что регулирует закон
Закон регулирует сферу деятельности многочисленных онлайн-платформ, именуемых в обществе социальными сетями, которые функционируют на территории страны, а также производство, размещение и распространение онлайн-рекламы.
Вводятся такие новые для казахстанского законодательства понятия, как "онлайн-платформа", "онлайн-реклама", "пользователь онлайн-платформы", "ложная информация", "собственник онлайн-платформы", "контент на онлайн-платформе", "распространитель онлайн-рекламы" и ряд других.
Одним из важных новшеств закона является обязательство онлайн-платформ переводить свой интерфейс на казахский язык, а также предусматриваются вопросы защиты персональных данных, подачи жалоб пользователями, модерации контента на онлайн-платформах, права и обязанности пользователей соцсетей и инфлюенсеров (блогеров).
Отдельный блок закона регулирует вопросы онлайн-рекламы.
Как пояснили специалисты, понятия "онлайн-платформа" и "пользователь онлайн-платформы" уже были закреплены в законе "Об информатизации" в ноябре 2022 года, однако в новом законе понятие "онлайн-платформа" несколько изменено.
"С точки зрения обычного пользователя онлайн-платформ интерес, на наш взгляд, представляют такие новеллы закона, как "инфлюенсер (блогер)", "ложная информация" и "противоправный контент", права и обязанности пользователей, ответственность за размещение ложной информации на онлайн-платформе", – отметили юристы.
Под инфлюенсером (блогером) в законе понимается пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию в целях предпринимательства.
К таким блогерам закон причисляет только тех, кто зарегистрировался и предоставил свои персональные данные на онлайн-платформе, а также занимается предпринимательской деятельностью, то есть зарабатывает деньги, публикуя платные посты на онлайн-платформе.
Обязанность блогеров регистрироваться в качестве предпринимателей, а также идентифицировать и маркировать рекламу, размещаемую на своей странице, позволят государству отслеживать доходы блогеров и соответственно обязать их выплачивать налоги со своих заработках в соцсетях.
Ложная информация
Еще один важный вопрос – в законе дано определение ложной информации и противоправного контента, за распространение которого предусмотрена административная ответственность распространение, а также обязанность его удалять.
Для этого в Кодекс РК об административных правонарушениях было внесено дополнение в виде статьи 456-2 "Размещение, распространение ложной информации".
Она устанавливает административную ответственность за размещение и распространение ложной информации. Для пользователей соцсетей (как физических, так и юридических лиц) штраф составляет от 20 до 100 МРП (от 69 000 до 345 000 тенге), для блогеров – от 30 до 100 МРП.
Как отметили специалисты центра, административная ответственность за эти действия наступает, если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. При этом в Уголовном кодексе остается статья 274, предусматривающая уголовную ответственность за распространение заведомо ложной информации.
"Отличие заключается в том, есть ли прямой умысел в действиях, то есть осознает ли пользователь соцсетей или блогер, что распространяемая им информация является ложной. Если он достоверно не знает о правдивости или ложности распространяемой информации, состава уголовного преступления в его действиях не будет", – пояснили специалисты.
К противоправному контенту закон относит следующее: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, способствующие нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность страны, информация, раскрывающая государственные секреты, а также охраняемая законом тайна или запрещенная законами РК.
Материал по теме
Согласно Конституции РК, не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия.
"Как видим, закон воспроизводит нормы Конституции в части определения противоправного контента. Кроме того, "идеи, способствующие нарушению межнационального и межконфессионального согласия", соотносятся с нормой Конституции о неконституционности любых действий, способных нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие", – отметили юристы.
Также они заметили, что состав противоправного контента частично совпадает с контентом, который запрещен или является основанием для приостановления выпуска средства массовой информации по Закону РК "О средствах массовой информации".
"Теперь каждый пользователь онлайн-платформы должен помнить о правовых последствиях публикации и распространения противоправного контента", – подчеркнули специалисты Центра судебной системы и правоохранительных органов Института парламентаризма.
Так, сопутствующим законом в статью 174 УК РК "Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни" и в статью 274 УК РК "Распространение заведомо ложной информации" внесены дополнения в части использования при совершении данных уголовных правонарушений, помимо средств массовой информации и телекоммуникационных сетей, также "онлайн-платформ".
Также отметим, что помимо вышеизложенного, в состав противоправного контента входят охраняемая законом тайна и иная информация, запрещенная законами.
Например, к охраняемой законом тайне относятся: страховая, банковская, налоговая, адвокатская, коммерческая, личная и семейная тайна, тайна медицинского работника, тайна усыновления (удочерения), персональные данные, государственные секреты и другие тайны.
Закон также закрепляет за пользователем следующие важные права:
- право обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации;
- право подавать жалобу собственнику онлайн-платформы на контент, интерфейс, других пользователей, действия онлайн-платформы.
Приостановление, прекращение размещения и распространения противоправного контента осуществляется в соответствии со статьей 41-1 закона "О связи".
При этом юристы заключили, что принятый закон на практике выявит его эффективность или недочеты, которые будут учтены при дальнейшем совершенствовании законодательства об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.
Материал по теме