Правилами определены понятия:
- коррупционный риск - возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
- объект внешнего анализа коррупционных рисков – государственный орган и (или) его ведомство, государственная организация, субъект квазигосударственного сектора, деятельность которого подлежит внешнему анализу коррупционных рисков;
- уполномоченный орган по противодействию коррупции - государственный орган, осуществляющий формирование и реализацию антикоррупционной политики РК и координацию в сфере противодействия коррупции, а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, и его территориальные подразделения;
- иные субъекты противодействия коррупции - государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица.
Внешний анализ коррупционных рисков проводят на основании совместного решения первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
Совместное решение принимается на основании:
- результатов антикоррупционного мониторинга;
- инициативного обращения объекта внешнего анализа коррупционных рисков и решения уполномоченного органа о его проведении;
- поручений Президента, премьер-министра, Администрации Президента, решений и рекомендаций консультативно-совещательных органов при Президенте;
- результатов социологического исследования. (новое)
Уполномоченный орган информирует объект внешнего анализа коррупционных рисков о необходимости проведения внешнего анализа коррупционных рисков.
Совместное решение о проведении внешнего анализа коррупционных рисков принимается в срок не позднее 10 рабочих дней с момента инициирования внешнего анализа уполномоченным органом или объектом внешнего анализа коррупционных рисков.
В случае отказа в проведении внешнего анализа коррупционных рисков в установленный срок, уполномоченный орган или объект внешнего анализа коррупционных рисков представляют его инициатору мотивированные обоснования причин отказа, с возможностью переноса срока его проведения.
При принятии совместного решения о проведении внешнего анализа коррупционных рисков объект внешнего анализа коррупционных рисков и уполномоченный орган утверждают реестр направлений такого анализа.
Внешний анализ коррупционных рисков проводится в срок до 30 рабочих дней рабочей группой, созданной совместным решением.
К проведению внешнего анализа коррупционных рисков, а также к обсуждению его результатов и мониторингу реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков привлекаются члены Общественного совета, в случае его наличия при объекте внешнего анализа коррупционных рисков, а также специалисты и (или) эксперты иных субъектов противодействия коррупции.
При необходимости изучения дополнительных материалов при проведении внешнего анализа коррупционных рисков, его проведение продлевается путем подписания совместного решения первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков на срок, не превышающий 30 рабочих дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен.
Функции рабочей группы включают:
- внешний анализ коррупционных рисков путем сбора, обобщения и анализа информации относительно объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
- разъяснения касательно деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
- сообщения об имеющихся коррупционных рисках;
- подготовку предложений и рекомендаций по устранению коррупционных рисков и совершенствованию норм законодательства, затрагивающих деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
Внешний анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям:
- выявление коррупционных рисков в правовых и иных актах, затрагивающих деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
- выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
Этапы проведения:
- сбор, обобщение и анализ информации относительно объекта внешнего анализа коррупционных рисков в соответствии с вышеуказанными направлениями, с составлением аналитической справки;
- согласование и подписание аналитической справки;
- принятие мер по устранению коррупционных рисков в соответствии с утвержденным планом мероприятий.
Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа включает в себя изучение вопросов:
- управление персоналом;
- урегулирование конфликта интересов;
- оказание государственных услуг;
- выполнение разрешительных функций;
- реализация контрольно-надзорных функций;
- разработка и эксплуатация информационных систем;
- иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
Источниками информации для проведения внешнего анализа коррупционных рисков являются:
- правовые и иные акты, документы, регулирующие деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
- сведения по направлениям внешнего анализа коррупционных рисков, предоставляемые его объектом;
- данные информационных систем государственных и правоохранительных органов о деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
- результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
- результаты контрольных мероприятий служб внутреннего аудита;
- результаты антикоррупционного мониторинга;
- публикации в средствах массовой информации;
- обращения физических и юридических лиц в отношении объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
- сведения о выявлении и привлечении к ответственности должностных лиц объекта внешнего анализа коррупционных рисков за совершение коррупционных правонарушений;
- результаты внутреннего анализа коррупционных рисков.
Оформление итогов внешнего анализа коррупционных рисков
По результатам внешнего анализа коррупционных рисков рабочей группой готовится аналитическая справка, содержащая информацию о выявленных коррупционных рисках и рекомендации по их устранению.
Аналитическая справка составляется в 2 экземплярах – для уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков и представляется их первым руководителям в течение 3 рабочих дней после ее подписания.
Результаты внешнего анализа коррупционных рисков в течение 10 рабочих дней со дня подписания аналитической справки в зависимости от основания его проведения:
- представляются на рассмотрение президента, премьер-министра, Администрации президента, консультативно-совещательных органов при президенте;
- размещаются на интернет-ресурсах уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков с учетом обеспечения режима секретности, соблюдения требований по охране служебной, коммерческой или иной охраняемой законом РК тайны.
Объект внешнего анализа коррупционных рисков в течение 10 рабочих дней со дня подписания аналитической справки по результатам внешнего анализа коррупционных рисков разрабатывает, согласовывает с уполномоченным органом и утверждает план мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Уполномоченный орган ежеквартально со дня подписания аналитической справки по результатам внешнего анализа коррупционных рисков проводит мониторинг исполнения объектом внешнего анализа коррупционных рисков рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков.
Для проведения мониторинга объект внешнего анализа коррупционных рисков не позднее трех месяцев со дня подписания аналитической справки направляет в уполномоченный орган промежуточную информацию об исполнении рекомендаций.
Данная информация с учетом режима секретности размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков.
При выявлении коррупционных рисков в нормативных правовых актах объект внешнего анализа коррупционных рисков направляет сведения об их наличии органу-разработчику.
Рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков, применяются при проведении правового мониторинга.
При устранении коррупционных рисков и исполнении рекомендаций, внесенных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков, могут применяться подходы проектного управления.
Приказ вводится в действие 15 октября 2023 года.
Мы сообщали, что Антикор проверит деятельность ТОО "СК-Фармация".