Как планируют развивать Астану, Алматы и Шымкент

Министерство национальной экономики разработало Консультативный документ регуляторной политики по законопроекту, вносящему поправки по вопросам развития столицы и городов республиканского значения, сообщает Zakon.kz.

Разработчики планируют усовершенствовать регулирование целого ряда проблемных вопросов.

Миграция

Первым из них является миграция населения. Так, по данным Бюро нацстатистики, лидерами по числу прибывших являются:

При этом ресурсы городской инфраструктуры (объекты тепло-, водо-, энергоснабжения, канализации, здравоохранения и образования и т.д.) являются ограниченными и рассчитаны на определенное количество проживающего населения. В результате наблюдается существенный разрыв между численностью населения и наличием достаточного для удовлетворения его потребностей количества и мощности объектов инфраструктуры. Кроме того, такой дисбаланс влечет возникновение перегрузок в дорожном движении, повышение уровня загрязнения атмосферного воздуха и иные негативные антропогенные факторы.

Для решения проблемы МНЭ предлагает:

Неиспользуемые земельные участки

Далее требуют своего решения вопросы:

Так, в разрезе городов за 2022 год всего изъято в госсобственность земельных участков:

При этом после изъятия неиспользуемого либо используемого не по целевому назначению земельного участка, такой участок выставляется на торги. В случае проведения трех торгов и не реализации такого участка по решению суда участок зачисляется в специальный земельный фонд. Компетенция акимата столицы не предусматривает создание такого фонда.

Специальный земельный фонд включает в себя лишь земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с АППК действие административного акта приостанавливается на период его обжалования. Соответственно, лица, у которых изъяты земельные участки, подавая жалобы, блокируют возможность их дальнейшего использования. Судебная процедура переоформления в среднем занимает от 3 до 12 месяцев (отказ от земельного участка, подача иска и вынесение решения суда).

В связи с этим разработчики планируют внести поправки в Земельный кодекс в части расширения функционала специального земельного фонда на все категории изъятых земель или исключения для земель в городах республиканского значения, столицы с созданием отдельного фонда, с регламентацией процедур зачисления земельных участков в такой фонд. Также предлагается установить ограничение направления денег, вырученных с торгов прежнему собственнику, ввести компетенцию МСХ по утверждению правил переоформления вида права на земельные участки, которое в соответствии с Земельным кодексом не может принадлежать такому лицу.

Градостроительство и строительство

Следующий момент, который требует внимания – невыполнение обязательств перед дольщиками по своевременному предоставлению жилища.

Так, недобросовестные застройщики злоупотребляют своим правом размещать рекламу до получения разрешения, тем самым привлекая деньги дольщиков под строительство сомнительных к завершению жилых объектов. Кроме того, существует практика создания такими застройщиками фиктивных жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), занимающихся продажей еще не построенных квартир под привлеченные деньги пайщиков.

При этом административная ответственность за нарушения в сфере долевого строительства незначительна и несоразмерна тяжести правонарушений.

Согласно КДРП планируется внести изменения:

Помимо этого, в архитектурном облике городов отсутствует единообразие.

В частности, на местном уровне отсутствуют инструменты обеспечения единого архитектурного облика городов (дизайн-кода). Ухудшению архитектурного стиля городов способствует и отсутствие регламентации к внешнему виду и размещению нестационарных объектов (торговые киоски и павильоны (площадки) общественного питания не гармонируют друг с другом, нет единого стиля, зачастую в них не соблюдаются санитарные нормы). С другой стороны, отсутствие регламентации деятельности таких объектов также влечет применение к ним требований, аналогичных для стационарных объектов, зачастую несоразмерных и неприменимых к ним (например, в части получения правоустанавливающих документов на земельные участки для их размещения). Требуется соблюдение требований к единому архитектурному облику и дизайн-коду столицы.

В связи с этим предполагается внесение изменений в закон "О статусе столицы Республики Казахстан", предусматривающие:

Помимо вышеуказанных разработчики планируют внести поправки еще по ряду вопросов, среди которых, в частности, вопросы рекламы, госзакупок, благоустройства и другие.

По направлению "Реклама" предлагаются поправки:

По направлению "Распространение религиозной литературы" предлагаются поправки в закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" по определению единых требований к расположению мест реализации религиозной литературы и материалов религиозного содержания.

По направлению "Бюджетирование" предлагаются поправки:

По направлению "Жилищные отношения" предложено в законе "О статусе столицы Республики Казахстан" урегулировать вопросы реновации, изъятия и сноса ветхого/аварийного жилья.

По направлению "Благоустройство" разрабатываются поправки:

По направлению "Государственные закупки" предложены поправки в АППК и закон "О государственных закупках", предусматривающие оптимизацию сроков обжалования процедур закупок.

По направлению "Экология" предлагаются поправки:

Такие меры позволят сохранить "Зеленый пояс Астаны", внедрить полноценный раздельный сбор и переработку мусора в городе Алматы, а также сократить стихийные свалки.

По направлению "Транспорт" планируют поправки:

По направлению "Информатизация" предлагают поправки:

По направлению "Социальная защита" хотят:

По направлению "Образование" предлагаются поправки в законы "О правоохранительной службе", "О специальных органах Республики Казахстан", "О воинской службе и статусе военнослужащих" по введению местными исполнительными органами квотирования мест в детских дошкольных учреждениях для детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных и специальных органов.

Разработчики полагают, что реализация вышеуказанных предложений позволит к 2028 году:

Законопроектом будут внесены изменения в 6 кодексов и 16 законов. 

КДРП размещен на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 26 декабря 2023 года.

Открытые НПА Законодательство МНЭ РК Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: