Стандарт определяет требования к уровню квалификации, содержанию профессионального образования специалистов, занимающихся эффективным управлением и организацией работы по содержанию, эксплуатации жилых и нежилых зданий.
Так, в трудовую функцию менеджера по управлению жилыми и нежилыми зданиями входит планирование работ и услуг по управлению и содержанию, эксплуатации жилых и нежилых зданий.
Он должен уметь:
- Проводить визуальный осмотр технического состояния жилых и нежилых зданий.
- Составлять инвентарный перечень состава имущества жилых и нежилых зданий с описанием качественных и количественных характеристик всех элементов, в том числе с применением объекта информатизации.
- Готовить отчеты о техническом состоянии жилых и нежилых зданий, в том числе в объекте информатизации.
- Применять программное обеспечение и современные информационные технологии.
- Вносить и актуализировать открытые данные по техническому состоянию жилых и нежилых зданий в объект информатизации.
- Применять среду общих данных при создании, обмене и хранении документации (результаты осмотров и проверок санитарного состояния помещений и территорий и т.д.) (при осуществлении эксплуатации с применением объекта информатизации).
Кроме того, он должен знать:
- нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства.
- нормы и правила технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания объекта кондоминиума.
- методы оценки физического износа конструктивных элементов и инженерных систем жилых и нежилых зданий.
- технические требования к зданиям, многоквартирным жилым домам и другие нормативно-технические документы в сфере строительства, жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
- методологию визуального осмотра инженерного оборудования.
- основы информатизации и автоматизации и т.д.
- Стандарт организации по ТИМСО (в случае применения ТИМСО в организации).
К умениям менеджера по управлению предъявляются следующие требования:
- Обеспечивать сбор взносов/ платежей собственников, арендаторов и поступление других запланированных в смете доходов и оплату услуг и работ по содержанию жилых и нежилых зданий.
- Взаимодействовать с коммунальными предприятиями по поставке необходимых ресурсов для жилых и нежилых зданий.
- Проводить претензионную, исковую работу при выявлении задолженности при оплате, а также нарушений обязательств исполнителями работ (услуг).
- Составлять отчеты по управлению и содержанию жилых и нежилых зданий, в том числе с применением объекта информатизации.
- Оценивать результаты исполнения договоров субъектами сервисной деятельности, подрядными организациями и коммунальными предприятиями, в том числе с применением объекта информатизации ).
- Анализировать выполнение плана работ и услуг по управлению и содержанию жилых и нежилых зданий.
- Обеспечивать выполнение санитарных норм и правил проживания (пребывания) в жилых и нежилых зданиях.
- Принимать решения в нестандартных ситуациях, в том числе с применением объекта информатизации ).
- Проводить переговоры, консультации.
- Налаживать эффективные коммуникации и разрешать конфликты.
- Применять Среду общих данных при создании, обмене и хранении документации (результаты осмотров и проверок санитарного состояния помещений и территорий и т.д.) (при осуществлении эксплуатации с применением объекта информатизации).
- Осуществлять разработку Стандарта организации по ТИМСО (при осуществлении эксплуатации с применением ТИМСО).
Также он должен уметь разработывать стратегии, долгосрочный план работ и услуг по управлению и содержанию жилых и нежилых зданий, организовать работу по обеспечению санитарного содержания жилых и нежилых зданий, территории и многое другое.
Требования к личностным компетенциям:
- Самостоятельность и ответственность
- Умение быстро принимать решения
- Умение работать в команде
- Аналитическое мышление
- Многозадачность.
Стандарт также устанавливает требования к управляющему многоквартирным жилым домом.
В частности, он должен иметь стаж работы на руководящих должностях в организации не менее пяти лет или опыт работы в сфере обслуживания объектов кондоминиума либо жилищно-коммунальной сфере не менее трех лет.
Основная цель его работы – создание безопасных и комфортных условий проживания (пребывания) собственников квартир, нежилых помещений, надлежащее содержание общего имущества объекта кондоминиума, решение вопросов пользования общим имуществом объекта кондоминиума и предоставление коммунальных услуг.
Обязательные трудовые функции:
- Планирование работ и услуг по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума.
- Организация работы по содержанию общего имущества объекта кондоминиума.
- Организация устранения аварийных ситуаций в многоквартирном жилом доме.
- Организация проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома
Он должен обладать умениями, аналогичными менеджеру по управлению МЖД, а также:
- Составлять календарный план собраний собственников квартир, нежилых помещений, других событий и мероприятий.
- Готовить и распространять уведомления о собраниях.
- Составлять повестки дня и информационные материалы к собранию.
- Осуществлять ведение протоколов собраний и документально оформлять принятые на собрании решения.
- Организовывать и проводить собрания, письменный опрос.
- Взаимодействовать с собственниками квартир, нежилых помещений.
- Налаживать эффективные коммуникации с участниками кондоминиума и разрешать конфликты.
- Отвечать на запросы (заявки) собственников квартир, нежилых помещений.
- Применять программное обеспечение и современные информационные технологии.
Кроме того, в обязанности управляющего МЖД входит:
- Обеспечивать сбор взносов/платежей собственников, арендаторов и поступление других запланированных в смете доходов и оплату услуг и работ по содержанию общего имущества объекта кондоминиума.
- Взаимодействовать с коммунальными предприятиями по поставке необходимых ресурсов для жилых и нежилых зданий.
- Проводить претензионную, исковую работу при выявлении задолженности при оплате, а также нарушений обязательств исполнителями работ (услуг).
- Составлять отчеты по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, в том числе с применением объекта информатизации.
- Оценивать результаты исполнения договоров субъектами сервисной деятельности, подрядными организациями и коммунальными предприятиями, в том числе с применением объекта информатизации.
- Анализировать выполнение годового плана работы и услуги по управлению и содержанию общего имущества.
- Обеспечивать выполнение санитарных норм и правил проживания (пребывания) в многоквартирном жилом доме.
- Принимать решения в нестандартных ситуациях, в том числе с применением объекта информатизации.
- Проводить переговоры, консультации.
- Налаживать эффективные коммуникации с участниками кондоминиума и разрешать конфликты.
- Применять программное обеспечение и современные информационные технологии.
- Применять среду общих данных при создании, обмене и хранении документации (результаты осмотров и проверок санитарного состояния помещений и территорий и т.д.) (при осуществлении эксплуатации с применением объекта информатизации) и многое другое.
Требования к личностным компетенциям:
- Самостоятельность и ответственность.
- Аналитическое мышление.
- Устные коммуникативные навыки.
- Письменные коммуникативные навыки.
- Критическое мышление.
Как поясняют разработчики документа, утверждение профессиональных стандартов осуществляется отраслевыми государственными органами по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям и уполномоченным органом с учетом рекомендации Национальной палаты предпринимателей РК.
При этом отмечается, что для обеспечения устойчивого развития экономики страны необходимо наличие достаточного количества квалифицированных кадров, отвечающих потребностям работодателей, в том числе и для отраслей жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
26 января 2024 года получено положительное заключение Национального органа по профессиональным квалификациям по итогам экспертизы проекта профессионального стандарта.
В дальнейшем планируется вынести проект на рассмотрение Отраслевой комиссии по профессиональным квалификациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании профессиональных стандартов готовятся образовательные программы, согласно которым ведется подготовка квалифицированных кадров для различных секторов экономики.
После утверждения вышеуказанный профессиональный стандарт будет размещен на портале Career Enbek.kz и будет доступен работодателям, соискателям работы, учреждениям образования и другим заинтересованным организациям.
Срок следующей актуализации ПС "Управление жилыми и нежилыми зданиями" – через три года после его утверждения.
Стандарт размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 2 апреля.
Материал по теме
Ранее сообщалось, что в Казахстане утвердили новый стандарт проведения капитального ремонта кондоминиума.