Как на аэродромах Казахстана будут предотвращать столкновения с птицами: обновлены правила

Приказом министра обороны от 3 июня 2024 года внесены изменения в Правила орнитологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан, сообщает Zakon.kz.

В новой редакции изложена часть пунктов правил.

Так, говорится, что план мероприятий включает выявление и ликвидацию условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме (вертодроме) и прилегающей к нему территории, проведение занятий со специалистами метеоподразделения по авиационно-орнитологической тематике и иную специфику обеспечения полетов.

Предусматривается, что на аэродромах совместного базирования по согласованию с руководством аэропорта метеоспециалисты и лица, ответственные за орнитологическое обеспечение, в весенние и осенние периоды проходят практические стажировки по обмену опытом, по организации непосредственного взаимодействия со штатным авиационным орнитологом аэропорта и мероприятиям по порядку выявления и устранения условий, способствующих концентрации птиц.

Правила предусматривают, что метеоспециалисты, дежурный инженер-синоптик при обеспечении полетов на аэродроме (вертодроме) базирования осуществляет:

Занятия по авиационной орнитологии проводятся перед весенним и осенним периодами года. На занятиях по авиационной орнитологии изучаются:

За организацию и проведение занятий по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на аэродроме (вертодроме), отвечает председатель внештатной орнитологической комиссии.

Уточняется, что орнитологическое обеспечение полетов организуется старшим авиационным начальником аэродрома (вертодрома) и осуществляется личным составом дежурных расчетов метеоподразделения, командного пункта, подразделениями связи и радиотехнического обеспечения, инженерно-аэродромным (аэродромно-эксплуатационным) подразделением МТО, лицами стартового наряда и экипажами, выполняющими полеты.

Для разработки мероприятий по предупреждению столкновений ВС с птицами на аэродроме (вертодроме) создается внештатная орнитологическая комиссия под председательством заместителя командира авиационной части (заместителя начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК) и утверждается план мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов два раза в год.

Если на аэродроме базируется несколько авиационных частей (управлений, отделов АС КНБ РК), создается единая комиссия под председательством заместителя командира части (заместителя начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК), командир (начальник авиационного управления, отдела АС КНБ РК) которого является старшим авиационным начальником на данном аэродроме.

В организации и осуществлении мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов принимают участие:

должностные лица воинской части (авиационного управления, отдела АС КНБ РК):

лица группы руководства полетов:

группа обеспечения полетов:

Метеоспециалисты воинской части в ходе обеспечения полетов на аэродроме (вертодроме) базирования осуществляют:

Метеослужба КП выполняет следующие мероприятия:

Места размещения средств отпугивания птиц на аэродроме (вертодроме) определяются старшим авиационным начальником аэродрома (вертодрома).

В свою очередь подразделение связи и радиотехнического обеспечения полетов авиационной части на аэродроме (вертодроме) осуществляет:

Предусматривается, что по предотвращению столкновений ВС с птицами при обеспечении полетов, два раза в год, проводится анализ орнитологического обеспечения полетов, который включает:

Данные о столкновениях ВС с птицами заносятся дежурным метеоспециалистом в течение 1 часа после окончания полетов (перелетов) в журнал данных, с немедленным устным докладом в метеослужбу КП и в орган управления авиации АС КНБ РК.

Для разработки мероприятий по предупреждению столкновений ВС с птицами в авиационной части внештатной орнитологической комиссией под председательством заместителя командира воинской части (заместителя начальника авиационного управления, отдела АС КНБ РК) два раза в год проводится орнитологическое обследование района аэродрома (вертодрома) в весенний (март – май) и осенний (сентябрь – ноябрь) периоды.

Орнитологическое обследование проводится также в случаях:

Внештатная орнитологическая комиссия изучает особенности орнитологической обстановки района аэродрома (вертодрома) и определяет степень ее опасности, а также принимает необходимые предупредительные меры, направленные на предотвращение столкновений ВС с птицами.

По результатам проведения орнитологического обследования района аэродрома (вертодрома) составляется акт, в котором указываются время проведения обследования, маршруты, состав группы, результаты обследований, а также оцениваются:

Не реже двух раз в год внештатной орнитологической комиссией аэродрома (вертодрома) разрабатывается План мероприятий орнитологического обеспечения безопасности полетов по предупреждению столкновений воздушных судов с птицами на аэродроме (вертодроме). В плане отражаются сроки выполнения мероприятий.

По истечении сроков выполнения плана профилактических мероприятий внештатной орнитологической комиссией аэродрома (вертодрома) оценивается качество и полнота проведенных мероприятий, тенденция изменения орнитологической обстановки в районе аэродрома (вертодрома) и принимается решение о принятии дополнительных профилактических мер и способов отпугивания птиц.

В конце каждого периода обучения эффективность мероприятий по предупреждению столкновений ВС с птицами рассматривается на заседании методического совета авиационных частей с составлением протокола.

Для оперативного получения орнитологической информации на аэродромах (вертодромах) организуется наблюдение за птицами.

По местам обитания птицы разделяются условно на несколько больших групп:

При этом указывается, что мероприятия по изменению эколого-орнитологической обстановки в окрестностях аэродрома (вертодрома) в неблагоприятном отношении для птиц проводятся только в том случае, если они позволяют устранить действительные причины концентрации птиц на данном аэродроме или регулярного массового перелета птиц через его территорию (в противном случае численность птиц на аэродроме (вертодроме) увеличится).

Изменение экологической обстановки, то есть условий для обитания птиц, дает наиболее эффективные результаты по регулированию их численности на аэродроме (вертодроме). Отпугивание птиц биоакустическими, акустическими, макетными, пневматическими, механическими и пиротехническими средствами, а также стрельбой дает временный эффект и не заменяет мероприятия по устранению основных факторов, привлекающих птиц.

При планировании и проведении таких мероприятий по устранению птиц говорится о необходимости учитывать, что биологически неграмотные действия могут вызвать нежелательные и даже противоположные последствия, так как вместо одних птиц на аэродроме могут появиться более опасные виды птиц.

В то же время подчеркивается, что устранение и поддержание незначительной численности птиц на аэродроме возможно только при систематическом и целенаправленном изменении экологических условий.

При производстве полетов команда оцепления (орнитологические посты), получив указание от РП о скоплении птиц, немедленно выезжает на территорию аэродрома, где обнаружены птицы, представляющие потенциальную угрозу ВС.

Посредством гладкоствольного (охотничьего) ружья, пиротехнических средств, светосигнальной ракетницы команда оцепления производит действия по отпугиванию птиц с территории аэродрома до момента, когда птицы не угрожают полетам и движению ВС.

В случаях массового скопления птиц в весенне-летний и осенне-зимний периоды при производстве полетов в районе аэродромов (вертодромов) выставляют стрелков в следующих местах:

К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах и вертодромах, также относятся:

Также говорится, что при наличии трав, привлекающих птиц, целесообразно предусмотреть постепенную их замену. Состав травосмеси для каждого аэродрома (вертодрома) следует подбирать с учетом климатических особенностей и видового состава птиц данной местности (к примеру, цветущий клевер привлекает насекомых и следовательно, насекомоядных птиц, семена служат кормом для голубей, куропаток, а листья для водоплавающих птиц).

При этом мероприятия по устранению на аэродромах (вертодромах) и приаэродромных (вертодромных) территориях, способствующие скоплению птиц, проводятся только по согласованию с местными исполнительными органами.

Отлов птиц на аэродромах и вертодромах производится ловушками, сетями, паутинками, капканами, снотворными веществами и другими средствами.

 Аэровизуальные обследования территории аэродромов (вертодромов) и районов полетов на вертолете (самолете) рекомендуется производить в переходные сезоны года и при усложнении орнитологических условий в период организации полетов, в целях определения или уточнения орнитологической обстановки.

Присутствие на борту вертолета (транспортного самолета) наблюдателя или орнитолога, который проводит квалификационные наблюдения, позволяет получать полные и качественные орнитологические данные.

Правила также предусматривают биоакустическое отпугивание (воспроизведение через громкоговорители тревожных криков птиц), которое осуществляется личным составом связи и радиотехнического обеспечения. При этом данное подразделение обеспечивает сохранность и правильную эксплуатацию биоакустической установки, своевременно проводя регламентные работы.

На аэродромах и вертодромах применяются биоакустические установки четырех типов: стационарные (громкоговорители устанавливаются на летном поле или на БПРМ), подвижные (вся аппаратура устанавливается на легковой автомашине), полуподвижные (аппаратура устанавливается на специальной тележке, включение и выключение аппаратуры производится по радио) и переносные.

Отпугивание птиц от аэродрома (вертодрома) с помощью различных предметов (трещоток, флажков, тушек мертвых птиц и так далее) производится в местах постоянного скопления птиц (в тех случаях, когда причину скопления птиц ликвидировать нельзя).

Установку данных предметов осуществляют должностные лица (военнослужащие, гражданский персонал) аэродромного подразделения воинской части, при этом они руководствуются рекомендациями специалистов-орнитологов из местных биологических учреждений.

При нахождении ВС на посадочном курсе, после получения информации о сложной орнитологической обстановке от группы руководства полетами, на аэродроме (вертодроме) или при визуальном обнаружении птиц экипаж:

На исполнительном старте после получения информации от группы руководства полетов об усложнении орнитологической обстановки командир ВС оценивает возможность выполнения взлета. Взлет в этих условиях производится с включенными фарами.

Приказ вводится в действие с 23 июня 2024 года.

Ранее мы рассказали, что в Казахстане ужесточат наблюдения за птицами, создающими препятствия для полетов воздушных судов.

МО РК Казахстан 2024 год Аэропорты Птицы
Следите за новостями zakon.kz в: