Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства" вносится ряд изменений в закон "О микрофинансовой деятельности". В частности, с 21 декабря 2024 года в законе появится новая глава, определяющая статус и деятельность микрофинансового омбудсмена. В реализацию закона разработан проект Правил.
Проект предусматривает регламентацию порядка избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности микрофинансового омбудсмена.
Микрофинансовый омбудсмен урегулирует разногласия, возникающие из договора о предоставлении микрокредита, заключенного между микрофинансовой организацией (МФО) и гражданином по его обращению, с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов гражданина и МФО.
Порядок и сроки рассмотрения обращений по разрешению споров и принятию решений определяются внутренними правилами микрофинансового омбудсмена.
Микрофинансовый омбудсмен по запросу уполномоченного органа предоставляет информацию о поступивших и рассмотренных обращениях по разрешению споров физических лиц, принятых решениях и их исполнении организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, и коллекторскими агентствами.
Правилами определен порядок избрания микрофинансового омбудсмена.
Микрофинансовый омбудсмен избирается Советом представителей микрофинансового омбудсмена (Совет представителей) на три года из числа кандидатов, согласованных уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций на соответствие требованиям.
Кандидатуры для избрания микрофинансовым омбудсманом предлагает Совет представителей.
Избрание микрофинансового омбудсмана проводится при предложении Советом представителей более двух кандидатов.
По каждому кандидату формируются следующие сведения и документы:
- сведения о кандидате на должность микрофинансового омбудсмена;
- копии документов, подтверждающих соответствие кандидата требованиям;
- заявления кандидата о согласии на выдвижение его кандидатуры на должность микрофинансового омбудсмена;
- планы кандидата, содержащие основные цели, приоритетные задачи и направления развития деятельности микрофинансового омбудсмена на ближайшие три года.
Напомним, законом установлено, что не может быть рекомендовано для избрания микрофинансовым омбудсменом лицо:
- не имеющее высшего экономического и (или) юридического образования;
- не имеющее безупречной деловой репутации;
- имеющее стаж работы в сфере предоставления финансовых услуг и (или) регулирования финансовых услуг менее пяти лет;
- ранее являвшееся руководящим работником финансовой организации в период не более чем за один год до принятия уполномоченным органом решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков, принудительном выкупе акций банка, лишении лицензии финансовой организации, а также принудительной ликвидации финансовой организации или признании ее банкротом в порядке, установленном законодательством РК. Данное требование применяется в течение 3 лет после принятия уполномоченным органом решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков, принудительном выкупе акций банка, лишении лицензии финансовой организации, а также принудительной ликвидации финансовой организации или признании ее банкротом;
- признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- состоящее на динамическом наблюдении с психическими поведенческими расстройствами (заболеваниями), в том числе вызванными употреблением психоактивных веществ, в организациях службы охраны психического здоровья.
Микрофинансовый омбудсмен избирается большинством голосов членов Совета представителей, присутствовавших на заседании Совета представителей. Каждый член Совета представителей при голосовании имеет один голос. При равенстве голосов, голос представителя уполномоченного органа является решающим.
Голосование по вопросу избрания микрофинансового омбудсмена осуществляется тайным способом, порядок проведения которого определяется Советом представителей.
Также правилами определен порядок избрания микрофинансового омбудсмена по истечении его полномочий, при досрочном прекращении его деятельности по инициативе Совета представителей и по собственной инициативе.
Разработчики полагают, что принятие проекта не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых и иных последствий, а также не окажет негативное влияние на обеспечение национальной безопасности. Документ не потребует выделения финансовых средств из государственного бюджета.
Проект размещен на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 10 июля 2024 года.