Правила внутренней торговли обновили в Казахстане

Министерство торговли приказом от 24 июля 2024 года утвердило в новой редакции правила внутренней торговли, сообщает Zakon.kz.

Правила определяют порядок осуществления внутренней торговой деятельности на территории РК.

Действие правил не распространяется на отношения:

Сведения о качестве товаров подтверждаются следующей информацией:

Информация о вышеназванных требованиях к качеству товара содержится на этикетках, ярлыках, наклейках (стикерах), листах-вкладышах, материальных носителях на казахском и русском языках в соответствии с требованиями закона "О языках в Республике Казахстан".

Товарные ярлыки (этикетки) со специальными сведениями, маркировки, инструкции к товарам зарубежного производства обеспечиваются переводом на казахский и русский языки за счет средств импортирующей организации.

При оформлении ценника субъект внутренней торговли указывает одну цену за один товар, за исключением акционных, скидочных товаров.

Торговля продовольственными товарами осуществляется с соблюдением товарного соседства в упаковке, изготовленной из материалов, включенных в Реестр свидетельств о государственной регистрации.

Места для продажи пищевой продукции, различающейся по содержанию составляющих компонентов, в которых используются различные ингредиенты не растительного, не мясного происхождения, сокосодержащие, молокосодержащие размещаются на разных торговых полках.

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям и представляет потребителю по его требованию один из следующих документов:

При продаже товаров покупатель вправе самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с информацией о качестве и безопасности продукции.

Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, провести проверку свойств или демонстрацию его действия, если это не исключено ввиду характера товара.

Покупатель вправе проверить качество, количество, комплектность, вес, длину и иные параметры (работы) приобретаемых товаров, их удобства, а также получить информацию по безопасному и правильному их использованию.

В случаях возникновения сомнения у покупателя продавец (изготовитель) обязан предоставлять возможность самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи средств измерений, допущенных к применению на территории РК, а также при необходимости способствует направлению их на экспертизу.

Продавец обеспечивает наличие четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара согласно Национальному каталогу товаров в соответствии с СТ РК 3833 "Порядок идентификации товаров и услуг и их кодификации".

На этикетках, ярлыках, листках-вкладышах упаковочных материалов и изделий, кроме информации, указанной в абзаце шестом пункта 54 правил, с учетом видов пищевых продуктов указываются на казахском и русском языках следующие сведения:

Реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам (распродажа) по усмотрению собственника проводится с предварительным оповещением о распродаже товаров через средства массовой информации и (или) вывески и (или) объявления.

Цены на товары и сроки проведения распродажи по усмотрению собственника указываются в предварительном оповещении до начала распродажи и действуют на весь период проведения.

Продавец при необходимости устанавливает ограничения на количество товаров, которое покупатель приобретает во время распродажи.

На товары, реализуемые на распродаже, распространяются требования о гарантии, обмене и возврате в соответствии с законом "О защите прав потребителей".

Уцененный товар, имеющий дефект или устраненный дефект, обозначается на казахском и русском языках и указывает на дефект или устраненный дефект уцененного товара.

Уцененный товар размещается в специально отведенных местах и (или) с выделением цвета на ценнике и специально созданном разделе на интернет-ресурсе (при наличии).

При покупке уцененного товара в договоре указывается дефект или устраненный дефект. На указанный в договоре дефект или устраненный дефект не распространяется гарантия производителя (продавца).

Подарочные сертификаты (сертификаты на приобретение товара и (или) услуги), реализуемые продавцом на товары и (или) услуги, имеют срок действия до трех лет, за исключением сертификатов, распространяемых продавцом на бесплатной основе, срок и условия действия которых устанавливается продавцом.

В случае частичного использования подарочного сертификата подарочный сертификат с остатком суммы продолжает свое действие до окончания трехлетнего срока действия или остаток суммы от подарочного сертификата возвращается по требованию предъявителя подарочного сертификата на указанные им реквизиты. Данная норма не включает сертификаты, распространяемые продавцом на бесплатной основе, срок и условия действия которых устанавливаются продавцом.

Требования к субъектам и объектам внутренней торговли

Субъекты внутренней торговли самостоятельно определяют специализацию торгового объекта, ассортимент продаваемых товаров, режим работы, цены на продаваемые товары.

При определении формата торговли субъектом внутренней торговли определяются критерии торгового объекта:

Форматы торговли подразделяются на традиционный и современный.

Способ продажи, осуществляемый при непосредственном взаимодействии покупателя и продавца, относится к традиционному формату торговли и включает в себя реализацию товаров на торговых рынках, в киосках, павильонах, на ярмарке, посредством выносного прилавка, автомата и автолавки.

Продажа товаров при самообслуживании покупателей, в том числе с содействием консультантов, относится к современному формату торговли и включает в себя реализацию товаров в гипермаркете, супермаркете, минимаркете, аутлет-центре, дискаунт-центре, торгово-развлекательном центре, торговом центре, торговом доме, на модернизированных торговых рынках, в многофункциональных зданиях (комплексах), ОРЦ, посредством вендингового автомата.

Субъекты внутренней торговли при осуществлении продажи товаров посредством организации торговой сети и торговых рынков:

В случае отсутствия в данном объеме продовольственных товаров отечественного производства оставшиеся места и (или) полочное пространство заполняются другими товарами по усмотрению субъекта внутренней торговли.

Выделение площади и (или) полочного пространства для размещения продовольственных товаров отечественного производства осуществляется по письменной заявке отечественного производителя или субъекта внутренней торговли, реализующего товары отечественного производства.

В случае отсутствия заявок субъекты внутренней торговли, осуществляющие деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети, самостоятельно организовывают привлечение отечественных производителей.

Собственник торгового объекта обеспечивает наличие вывесок с указанием информации на казахском, при необходимости также на русском и других языках о наименовании и роде (специализации) деятельности торгового объекта, объекта общественного питания, включая эмблемы, товарные знаки, бренды.

Субъект внутренней торговли, осуществляющий продажу товаров:

Продавцы, реализующие продовольственные товары и продукцию общественного питания, а также персонал соблюдают санитарно-гигиенические требования, а также проходят медицинский осмотр.

Субъект внутренней торговли, осуществляющий торговую деятельность на территории аэропорта, железнодорожного вокзала, автовокзала, морского порта руководствуется в своей деятельности законом и настоящими правилами, за исключением осуществления торговой деятельности в магазинах беспошлинной торговли.

Правила также устанавливают:

Кроме того, правилами регламентирован порядок продажи социально значимых продовольственных товаров.

Субъекты внутренней торговли на социально значимые продовольственные товары устанавливают размер предельной торговой надбавки не более 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договорах поставки социально значимых продовольственных товаров.

Субъектам внутренней торговли запрещается нарушать установленный настоящими правилами размер предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары, способствующие повышению предельно допустимых розничных цен на них.

Субъект внутренней торговли в случае наличия социально значимого продовольственного товара от нескольких производителей или оптовых поставщиков устанавливает размер предельной торговой надбавки не более 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика на социально значимый продовольственный товар с наиболее низкой стоимостью, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара.

При заключении договоров поставки социально значимых продовольственных товаров устанавливается размер предельной торговой надбавки.

Торговая надбавка может быть увеличена на величину затрат, связанных с перевозкой и (или) хранением и (или) импортом социально значимых товаров, а также естественной убылью продовольственных товаров в пределах норм естественной убыли продовольственных товаров в розничной торговле.

В торговую надбавку не включаются расходы, связанные с выплатой вознаграждений, выплачиваемых субъекту внутренней торговли в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров.

Субъекты внутренней торговли заключают договоры с отечественными товаропроизводителями социально значимых продовольственных товаров.

Помимо этого, в документе определен порядок продажи хлебобулочных и кондитерских изделий, текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви, технических сложных товаров бытового назначения, парфюмерно-косметических товаров, легковых автомобилей, мототехники, прицепов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, непродовольственных товаров, бывших в употреблении и др.

Приказ вводится в действие с 9 августа 2024 года.

МТИ РК Законодательство Казахстан 2024 год
Следите за новостями zakon.kz в: