Концепцию промышленной безопасности утвердили в Казахстане

Правительство постановлением от 14 августа 2024 года утвердило Концепцию промышленной безопасности в Республике Казахстан на 2024-2030 годы, сообщает Zakon.kz.

Текущая ситуация в сфере промышленной безопасности

Высокие показатели травматизма и аварийности, неэффективность действующей системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах являются существенным барьером для обеспечения устойчивости развития экономики, конкурентоспособности отечественных предприятий.

По итогам 2023 года в Казахстане в области промышленной безопасности зафиксировано 10 974 поднадзорных субъектов. Среди них:

Ежегодно на опасных производственных объектах происходит порядка 20 аварий на объектах, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы, а также в горной и нефтяной отрасли. За последние десять лет (с 2014 по 2023 год) зарегистрировано 244 аварии, из них 40 на объектах горнорудной отрасли (16%), 54 на объектах, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы (22%), 42 в нефтяной отрасли (17 %), 24 в угольной отрасли (9%), 21 в газовой отрасли (8%), 14 в химической и нефтехимической отрасли (5%), 13 в металлургической отрасли (5 %), 13 на объектах, ведущих взрывные работы (5%), 12 на объектах котельного хозяйства (4%), пять на объектах по хранению растительного сырья (2%), три на объектах, эксплуатирующих магистральные газопроводы (1%), три на объектах, использующих атомную энергию (1%).

Динамика аварий в течение последних трех лет в сопоставлении с данными за последние 10 лет показывает, что их диапазон варьируется от 19-28 аварий в год, но вместе с тем тяжесть этих аварий с каждым годом усиливается.

В ряде случаев причинами аварий служат превышение сроков эксплуатации оборудования, некачественное или несвоевременное его обслуживание и ремонт, непродуманные проектные и технические решения, крайне низкая технологическая и трудовая дисциплина, что наглядно выражается в нарушениях правил и приемов безопасного ведения работ, технологических регламентов и требований промышленной безопасности.

Не на должном уровне находится система подготовки и переподготовки специалистов и персонала для опасных производственных объектов. Недостаточна роль науки в разработке способов повышения и поддержания состояния промышленной безопасности.

Как будет строиться государственная политика в области промышленной безопасности

Целью государственной политики в области промышленной безопасности является содействие устойчивому развитию экономики страны через снижение нарушений, аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве путем ассимилирования промышленной безопасности во всех сферах опасной деятельности в рамках цикличной сервисной модели управления SMART SAFETY с единым центром принятия решений на основе оперативной информации из цифровых систем об опасных производственных объектах.

Видение регуляторной политики в области промышленной безопасности состоит в создании новой цикличной сервисной модели государственного управления всеми компонентами национальной системы промышленной безопасности при верификации опасного производственного объекта и его валидации всем установленным требованиям безопасности.

Акцент будет сделан на установлении всего спектра производственных опасностей, воздействие которых может привести к авариям, инцидентам и несчастным случаям на производстве как в отраслевом, так и региональном аспекте.

Новая цикличная сервисная модель развития промышленной безопасности в Казахстане должна поставить в центр государственных интересов эффективное взаимодействие государственных органов, субъектов производственного контроля, специализированных субъектов рынка при четком разграничении их компетенции, закреплении ответственности и использовании возможностей для недопущения аварий и инцидентов на производстве за счет развития информационных технологий и актуализации законодательства.

Основные принципы развития государственной политики:

В основе концепции заложены три направления

Направление 1. Развитие регуляторной политики в области промышленной безопасности на основе системного подхода

В рамках данного направления будут усилены законодательные нормы, затрагивающие вопросы идентификации опасных производственных объектов, определения общего уровня опасности производственного объекта, отнесения опасных производственных объектов к декларируемым, условий аттестации и допуска и т. д.

Объектом нормотворчества станет пересмотр регуляторных норм по:

Система нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих условия и особенности обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, позволяющих предупредить аварии на них и в случае их наступления обеспечивающих локализацию и ликвидацию негативных последствий, будет полностью систематизирована и актуализирована на основе гармонизации с нормами развитых стран.

Будут максимально гармонизированы с учетом отечественной специфики требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Направление 2. Цифровая трансформация системы промышленной безопасности

Планируется полная интеграция новых ведомственных цифровых продуктов со всеми основными государственными базами данных. Цифровизация позволит упростить действующие механизмы, оптимизировать и сделать прозрачными все процессы допуска, обеспечив равный доступ для всех субъектов вне зависимости от вида деятельности, размерности, количества производственных объектов.

Этот инструмент станет связующим звеном, который обеспечит дифференцированный подход для встречных обязательств ответственных лиц по обеспечению промышленной безопасности в объеме, соответствующем уровню опасности каждого опасного производственного объекта.

Приоритетом цифрового развития промышленной безопасности является система государственного мониторинга, которая посредством внедрения контрольно-измерительных методов наблюдения, цифровой карты промышленной безопасности и интерактивной карты опасных производственных объектов, технологического аудита и контроля на внутреннем, общественном и государственном уровнях управления должна обеспечить 100% охват опасных производственных объектов.

Одним из главных новшеств в этом направлении будет перевод государственного мониторинга в области промышленной безопасности в проактивный цифровой формат.

Также обязательным компонентом единой информационной системы промышленной безопасности должна стать онлайн-платформа по консультациям в формате 24/7, в том числе по поддержке при наступлении аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, использующая возможности искусственного интеллекта и продвижение в открытых информационных системах типичных модельных ситуаций.

Направление 3. Ресурсообеспечение промышленной безопасности с учетом сбалансированности внутренних и внешних потребностей, построение системы его эффективного использования

Повышение культуры безопасности и эффективности системы промышленной безопасности будет достигнуто за счет развития научного потенциала и обеспечения профессионально-кадровой самодостаточности. В рамках этого направления будут приняты меры, направленные на выстраивание национальной системы управления в области промышленной безопасности через общий центр принятия решений и оперативного реагирования по всему спектру деятельности.

На уровне предприятия оперативность принятия мер и предупреждение производственных аварий и инцидентов будут обеспечены посредством создания служб производственного контроля опасных производственных объектов с прямым подчинением первым руководителям предприятий.

Вместе с тем производственный контроль за опасными производственными объектами с низкой и средней степенью риска будет закреплен за специализированными субъектами рынка, а контроль за опасными производственными объектами с высокой степенью риска будет осуществляться государственными инспекторами.

Необходимо пересмотреть экономические механизмы стимулирования обеспечения безопасности опасных производственных объектов, в том числе обновления основных фондов, модернизации и технического перевооружения опасных объектов, вывода из эксплуатации оборудования опасных объектов, отработавших ресурс и имеющих ограниченный запас годности.

Важными инновациями в этом направлении станут проработка, внедрение превентивных программ страхования в области промышленной безопасности и применение дифференцированного страхового тарифа с учетом уровня опасности.

Также будут комплексно проработаны вопросы, связанные с невыполнением требований промышленной безопасности и усилением ответственности владельцев опасных производственных объектов за допущенные нарушения, в том числе пересмотр административного производства, применение мер оперативного реагирования, увеличение штрафов и времени приостановки деятельности, введение уголовной ответственности.

Ожидаемые результаты к 2030 году:

Постановление введено в действие с 14 августа 2024 года.

Законодательство Правительство РК Казахстан 2024 год
Следите за новостями zakon.kz в: