В Казахстане изменили требования к обеспечению информационной безопасности кредитных бюро

АРРФР постановлением от 16 августа 2024 года внесло изменения в Требования к обеспечению информационной безопасности при организации деятельности кредитных бюро, поставщиков информации и получателей кредитных отчетов, являющихся банками, МФО и коллекторскими агентствами, сообщает Zakon.kz.

Поправками предусмотрено, что руководители структурных подразделений кредитного бюро:

Доступ к информационным активам кредитного бюро третьих лиц предоставляется на период и в объеме, определяемыми проводимыми работами на основании соглашения, договора, включающего условия о соблюдении требований к информационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК.

В соглашениях, договорах, заключаемых с поставщиком информации получателем кредитных отчетов, третьими лицами, содержатся положения о конфиденциальности, условия о возмещении ущерба, возникшего вследствие нарушения информационной безопасности, а также сбоев в работе информационных систем и нарушения их безопасности, вызванных действием или бездействием кредитного бюро, поставщика информации, получателя кредитных отчетов, третьих лиц.

Кредитное бюро ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом, представляет в уполномоченный орган информацию о состоянии системы управления информационной безопасностью и ее соответствии Требованиям.

Информация о состоянии системы управления информационной безопасностью включает сведения о:

Информация о состоянии системы управления информационной безопасностью, событиях и инцидентах информационной безопасности представляется в уполномоченный орган посредством автоматизированной системы обработки информации (АСОИ), предназначенной для обработки информации о событиях и инцидентах информационной безопасности и интегрированной с системами информационной безопасности или системами кредитного бюро, осуществляющими в реальном времени сбор и анализ информации о событиях в информационной инфраструктуре или в электронном формате с использованием транспортной системы гарантированной доставки информации с криптографическими средствами защиты, обеспечивающей конфиденциальность и некорректируемость представляемых данных.

Для кредитного бюро с государственным участием допускается представление информации о событиях и инцидентах информационной безопасности в уполномоченный орган посредством объектов информатизации Национального банка РК, интегрированных с АСОИ.

Кредитное бюро предоставляет в уполномоченный орган информацию о следующих выявленных инцидентах информационной безопасности:

Информация об инцидентах информационной безопасности, указанных в настоящем пункте, предоставляется незамедлительно кредитным бюро посредством АСОИ или в электронном формате с использованием транспортной системы гарантированной доставки информации с криптографическими средствами защиты, обеспечивающей конфиденциальность и некорректируемость представляемых данных.

Информация о событиях информационной безопасности предоставляется в автоматизированном режиме путем передачи из систем информационной безопасности или систем кредитного бюро, осуществляющих в реальном времени сбор и анализ информации о событиях в информационной инфраструктуре кредитного бюро в АСОИ.

В документ добавлен новый параграф, который устанавливает требования к обеспечению информационной безопасности программного обеспечения дистанционного оказания услуг кредитных бюро.

Программное обеспечение дистанционного оказания услуг кредитного бюро включает:

Разработка и (или) доработка программного обеспечения дистанционного оказания услуг осуществляется кредитным бюро в соответствии с внутренними документами кредитного бюро, регламентирующими порядок разработки и (или) доработки программного обеспечения, этапы разработки и их участников.

В случае, если разработка и (или) доработка программного обеспечения дистанционного оказания услуг кредитного бюро передана сторонней организации и (или) третьему лицу, кредитное бюро обеспечивает исполнение сторонней организацией и (или) третьим лицом требований настоящей главы и внутренних документов, отвечает за состояние безопасности программного обеспечения дистанционного оказания услуг.

Хранение исходных кодов программного обеспечения дистанционного оказания услуг, разрабатываемых в кредитном бюро, осуществляется в специализированных системах управления репозиториями кода, размещаемых в периметре защиты кредитного бюро, с обеспечением резервного копирования.

Независимо от принятого в кредитном бюро подхода к разработке и (или) доработке программного обеспечения дистанционного оказания услуг, обязательным является тестирование безопасности, в ходе которого осуществляются, как минимум, следующие мероприятия:

Статический анализ исходного кода программного обеспечения дистанционного оказания услуг кредитного бюро проводится с использованием сканера статического анализа исходных кодов, поддерживающего анализ всех используемых языков программирования в проверяемом программном обеспечении, в функции которого входит выявление следующих уязвимостей, но не ограничиваясь:

Кредитное бюро осуществляет ввод в эксплуатацию программного обеспечения дистанционного оказания услуг и (или) его новых версий после согласования с подразделением по информационной безопасности.

Также кредитное бюро обеспечивает хранение и доступ в оперативном режиме ко всем версиям исходных кодов программного обеспечения дистанционного оказания услуг и результатов тестирования безопасности, которые были введены в эксплуатацию в течение последних 3 лет.

При первичной регистрации клиента в мобильном приложении кредитное бюро осуществляет биометрическую идентификацию клиента посредством Центра обмена идентификационными данными (ЦОИД), либо с использованием биометрических данных, полученных посредством устройств кредитного бюро.

Изменение кода доступа (пароля) к мобильному приложению осуществляется с применением биометрической идентификации клиента с использованием биометрических данных, подтвержденных ЦОИД, либо с использованием биометрических данных, полученных посредством устройств кредитного бюро.

Идентификация и аутентификация клиента в программном обеспечении дистанционного оказания услуг осуществляется с применением способов двухфакторной аутентификации (использованием двух из трех факторов: знания, владения, неотъемлемости) в соответствии с процедурами безопасности, установленными внутренними документами кредитного бюро.

Веб-приложение обеспечивает:

Мобильное приложение обеспечивает:

Кредитное бюро обеспечивает на своей стороне:

Постановление вводится в действие с 1 сентября 2024 года.

Мы сообщали, какие сведения о заемщиках обязаны передать банки, МФО и коллекторы в кредитные бюро.

Также мы писали, что в Казахстане ограничили суммы беззалоговых кредитов для банков и МФО.

АРРФР Законодательство Казахстан 2024 год
Следите за новостями zakon.kz в: