По дополнительным резервам
За 2021 год в рамках налогового и таможенного администрирования Комитетом государственных доходов обеспечено 681 млрд тенге дополнительных поступлений.
По мнению Счетного комитета, дополнительные поступления на сумму порядка 300 млрд тенге по мероприятиям ИС «СУР», ИС «ЭСФ» и администрированию недропользователей рассчитаны косвенным путем и не должны быть отнесены к резервам.
По данному вопросу КГД отмечает, что с 2019 года внедрен пилотный проект по ограничению деятельности «фирм-однодневок», выписывающих фиктивные ЭСФ, с крупными оборотами и низким коэффициентом налоговой нагрузки (менее 0,1%).
По пилотному проекту выписка ЭСФ ограничена по 11 тыс. налогоплательщикам, оборот по которым составил 7,1 трлн тенге.
После применения мер администрирования определенные категории налогоплательщиков произвели уплату налогов в 2021 году на сумму 90,6 млрд тенге, и данные поступления имеются на лицевых счетах.Пресс-служба Комитета государственных доходов МФ РК
Кроме того, по налогоплательщикам, выписывающим фиктивные электронные счета-фактуры, проводится претензионно-исковая работа по признанию регистрации/перерегистрации недействительными.
Покупателям более 1,8 тыс. рисковых налогоплательщиков направлено 7,2 тыс. уведомлений на сумму рискового оборота 985,5 млрд тенге.
По указанным налогоплательщикам значительно увеличилась налоговая нагрузка, и прирост поступлений за минусом естественного роста экономики составил 75,1 млрд тенге.Пресс-служба Комитета государственных доходов МФ РК
Кроме того, Счетным комитетом не учтены поступления от недропользователей в сумме 125 млрд тенге, которые обеспечены путем анализа деятельности горнорудного сектора и принятия мер по исключению агрессивной налоговой оптимизации.
Что касается расхождений статистики с КНР, то этот вопрос планомерно решается.
По итогам 2021 года расхождение составляет 5,7 млрд долларов, или 40,5% (при импорте РК – 8,3 млрд долларов и при экспорте КНР – 14 млрд долларов).
Наряду с объективными методологическими причинами (транзит, условия поставок, заинтересованность китайских товаропроизводителей в завышении экспортной цены и др.) КГД не отрицает возможное недостоверное декларирование и занижение таможенной стоимости импортерами.
В этой связи в целях снижения расхождений в статистике принимается ряд системных и точечных мер.
Начат пилотный обмен информацией с главным таможенным управлением Китая по товарам, перемещаемым железнодорожным транспортом, в том числе с 1 января 2022 года в пункте пропуска «Достык – Алашанькоу», с 7 февраля 2022 года в пункте пропуска «Алтынколь – Хоргос».
На постоянной основе актуализируются стоимостные индикаторы риска по более чем по 8 тыс. чувствительным товарным позициям (всего 13 тыс. позиций), в том числе 767 унифицированы на уровне ЕАЭС.
В СУР внедряется субъект-ориентированный подход и интеллектуальный анализ данных (анализ рентген-снимков и текстовая аналитика деклараций).
Полностью централизованы таможенные функции в части контроля и выпуска деклараций на товары. Контакт с участниками внешнеэкономической деятельности исключен.
Также отмечено, что в целях усиления таможенного администрирования по поручению президента приняты соответствующие планы мероприятий.
В текущем году проведено 10 таможенных проверок в отношении девяти УЭО и одного филиала УЭО, по которым доначислено 107,7 млрд тенге. Данные меры привели к снижению расхождения на 12 процентных пунктов – с 52,5% в 2018 году до 40,5% в 2021 году. Так, по итогам четырех месяцев 2022 года расхождение составило 26,1%.
В целом, усиление таможенного администрирования в рамках реализации вышеуказанных мероприятий в текущем году позволит обеспечить порядка 150 млрд тенге дополнительных поступлений.
Импорт обуви
Сопоставление таможенной статистики в разрезе товарных позиций с КНР будет некорректным, поскольку, согласно законодательству КНР, допускается указывать один код из десяти товаров по наивысшей стоимости. К примеру, в одной фуре ввозятся разные товары (обувь, одежда, канцелярские товары и др.), при таможенном оформлении экспортер КНР все товары указывает как «обувь».
Вместе с тем в 2021 году объем рынка обуви в Казахстане составил 53,1 млн пар (внутреннее производство + общий импорт – общий экспорт). Согласно статистике на душу населения приходится три пары обуви в год, что является объективным показателем.Пресс-служба Комитета государственных доходов МФ РК
Погашение долгов банкротами
В комитете уточнили, что банкротство – это последний шаг после принятия всех мер взыскать долги.
Практически у всех должников, которые подают на банкротство, отсутствуют активы, соответственно, говорить о 100%-ном взыскании таких долгов некорректно.
По тем должникам, у кого есть имущество, оно, зачастую, является неликвидным и недостаточным для погашения задолженности. Тем не менее в 2021 году за счет реализации имущества погашено долгов перед кредиторами на 13,8 млрд тенге.Пресс-служба Комитета государственных доходов МФ РК