Как известно, с марта текущего года отдельными странами введены санкции в отношении Российской Федерации, в том числе запреты на поставку в РФ определенных видов товаров.
При выявлении поставок таких товаров через другие страны (обхода санкций) в отношении таких стран могут быть применены вторичные санкции.
Учитывая тесные торгово-экономические отношения с Российской Федерацией как одним из основных наших торговых партнеров, недопустимо не учитывать возникшие риски.
Для оперативного реагирования и недопущения ущерба для казахстанской экономики Комитетом государственных доходов МФ РК проводится постоянный мониторинг импорта и экспорта товаров, входящих в санкционные списки.
При вывозе указанных товаров из РК в РФ реализован механизм заверения органами государственных доходов электронного счета-фактуры, что позволяет определить страну происхождения товара.
Данный механизм контроля также применяется в рамках Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (Бурабайский протокол) в целях недопущения вывоза с территории РК товаров, по которым применяются ставки таможенных пошлин ниже, чем установленные в Едином таможенном тарифе ЕАЭС, или так называемых «товаров-изъятий».
Так, товарооборот с Российской Федерацией за январь – май не продемонстрировал значительных отклонений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом наблюдается рост экспорта по отдельным товарным позициям, таким как природный уран, цельнокатаные колеса из стали и дизельное топливо, т.е. по товарам казахстанского производства, являющихся традиционными для экспорта, в том числе в Россию.
Таким образом, несмотря на рост экспорта в Российскую Федерацию отдельных групп товаров, факты реэкспорта через Республику Казахстан товаров, входящих в санкционный список, не наблюдаются.