Но под подножием Тяньшаня нашелся один известный и искусный мастер вышивки, которого называют "мастером вышивки", – Кадыр Рахман, крестьянин из города Хами провинции Синьцзян.
С самого детства Кадыр Рахман проявлял большой интерес к вышивке. Его произведения были изысканными и креативными, но в какой-то момент он почти отказался от своей мечты о вышивке. Теперь Кадыр Рахман снова берет в руки вышивальную иглу, и его умение и любовь к вышивке не только помогают ему раскрыть свой потенциал, но также вдохновляют окружающих вышивальщиц представить уйгурскую вышивку в современных стилях.
Любовь и обязанность побеждают осуждение
Сразу после завтрака Кадыр Рахман садится за стол, берет в руки вышивальную иглу, которую не отпускал десятилетиями, и начинает шить на зеленом шелковом полотне, где уже нанесен рисунок пиона.
"Многие люди в нашей деревне умеют вышивать, вырезать бумагу и рисовать. Я часто наблюдал, как моя мама и сестра работали как портные и постепенно овладел их некоторыми навыками. В 7 лет я уже мог рисовать и проектировать вышивальные узоры", – говорит Кадыр Рахман.
Хотя он уже с детства увлекался вышивкой, в местной традиционной культуре вышивка считалась областью исключительно женщин, и мужчины, которые занимаются "женскими делами", не считались мужественными. Несмотря на это, внутренняя страсть заставила его тайно продолжать изучать вышивку, воспользовавшись свободным временем в сельском хозяйстве.
Более десяти лет назад скоропостижно скончалась сестра Кадыра Рахмана.
"Раньше каждый год в праздники моя сестра сама вышивала новую тюбетейку для отца. Это была для нас очень важная традиция. Однажды, вернувшись с поля, я увидел, что мама сидит с очками и вышивает тюбетейку для отца, ей было очень трудно, и я сказал ей, что я возьму на себя вышивку тюбетейки для отца в будущем".Кадыр Рахман
"Когда я только начал вышивать, не только деревня осуждала, но и внутри семьи были недовольные. Моя жена сказала, что мужчины не вышивают. Я сказал, что я должен помочь маме, вышить за сестру, и мама, и я были счастливы, и жена согласилась", – продолжает Кадыр Рахман.
Для него вышивка стала не только источником страсти, но и ответственностью.
На выставке, организованной в 2009 году в Культурном центре города Хами, работы Кадыра Рахмана вызвали единогласное признание. Годы настойчивого труда были оценены другими, и это воодушевило Кадыра Рахмана и укрепило его любовь к вышивке, вдохновив его превратить ее в дело своей жизни.
Красота вышивки – это красота жизни
"Хамийское вышивание – это пион в саду традиционной уйгурской вышивки Синьцзяна. Он отличается изысканной техникой, оригинальным дизайном и выражает стремление к красоте", – говорит Кадыр Рахман.
Кадыр Рахман уже более 40 лет связан с вышивкой, и для него красота вышивки – это красота искусства, красота жизни и красота души людей.
Он говорит, что в хамийской уйгурской вышивке часто используются изображения цветов, растений и животных, а также символические узоры, которые передают пожелания удачи и счастья. В техническом плане применяются различные методы, такие как плоская вышивка, вышивка зернышками, заклепочная вышивка, плетеная вышивка, вышивка золотой нитью, накладная вышивка и завитая вышивка. Различные методы и стили комбинируются для создания разнообразных композиций.
При посещении дома Кадыра Рахмана можно увидеть настенные ковры, декоративные подушки и незаконченные вышивки на его рабочем столе. "Раньше вышивка использовалась главным образом для украшения подушек, одеял и тюбетеек, она тесно связана с повседневной жизнью, и создаваемые рисунки были очень жизнерадостными", – говорит Кадыр Рахман, указывая на небольшую вышитую тюбетейку на своей голове, которую он сам сделал.
Мастер отмечает, что вышивка является драгоценным наследием культуры уйгурского народа и передает их историю и культурные ценности. Кадыр Рахман с гордостью продолжает заниматься вышивкой, не только создавая прекрасные работы, но и обучая молодых вышивальщиц в своем окружении. Он стремится оживить уйгурскую вышивку, придав ей современный стиль и модные оттенки.
Кадыр Рахман стал символом традиционной уйгурской вышивки в Синьцзяне. Его страсть и преданность искусству позволяют ему расширить границы этого древнего ремесла и придать ему новую жизнь в современном мире.
Традиционная вышивка украшает современные модные цвета
В 2008 году хамийская вышивка уйгуров была включена во второй список национального уровня проектов по охране нематериального культурного наследия. В 2016 году Министерство культуры и туризма Китая создало первую национальную мастерскую традиционных ремесел в городе Хами. Мастерская объединяет обучение, тренинг, исследования, развитие, продвижение, демонстрацию и внедрение бренда в области традиционной вышивки Хами. Это яркий пример сочетания традиционного и современного, старинного и нового.
Кадыр Рахман и многие другие вышивальщицы из мастерской получили возможность посещать Пекин, Гуанчжоу, Сучжоу и другие места для изучения искусства вышивки.
"В Гуанчжоу я научилась гуанчжоуским стежкам, познакомилась с дизайном, каллиграфией и цветоведением, посетила музеи в Гуанчжоу и соседних городах. Мои горизонты расширились. Самые древние и самые современные произведения искусства существенно повысили мое эстетическое восприятие и дали много новых идей," – делится вышивальщица.
После возвращения из учебных поездок Кадыр Рахман организовал команду вышивальщиц и вместе с ними начал разрабатывать дизайн вышивки, сохраняя традиции и одновременно создавая что-то новое. Диапазон и разнообразие разработанных продуктов включают товары категории культурных и креативных продуктов, предметы быта, игрушки, сувениры для туристов и т.д. Годовой доход также увеличился.
"Мы сочетаем культурные и креативные продукты с нематериальным наследием и создаем более 40 видов популярных среди молодежи вещей, таких как подвески, часы, наушники и т.д. Каждый год мы получаем множество заказов", – сказал Кадыр Рахман.
Необычайным образом совпало то, что работы вышивальщицы мастерской – Ранаргуль Суби совместно с дизайнерами из Шанхая, представили работу "Расцвет цветов", привлекли широкое внимание на открытии Парижской недели высокой моды в 2015 году, посвященной "Поклонению Китаю", открывая путь для модного стиля хамийской вышивки.
Партнерский материал