Купленные в Алматы товары проверили в лаборатории

Перед выпуском халвы на рынки ЕАЭС предприниматель должен доказать, что продукция безопасна для здоровья потребителей, получить на нее разрешительную документацию, сообщает Zakon.kz.

Общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" (ОО "МОО по ЗПП") исследовано более 20 видов товаров народного потребления, реализуемых потребителям города Алматы. Поддерживая граждан в вопросах защиты их прав потребителя, осуществлены комплексные исследования.

Представителем Общества по защите прав потребителей в июне 2024 года на одном из рынков Алматы был куплен восточный десерт Халва, "Avvali Kokand Halva", Узбекистан, массой нетто 300 г.

Фото: Жанна Биятан

Для комплексного исследования приобретенный продукт был сдан в аккредитованную лабораторию филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" КСЭК МЗ РК по г. Алматы.

В том числе проводились исследования на соответствие техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".

Согласно данным протокола исследования, на продукции отсутствует:

1. Единый знак ЕАС

Без знака ЕАС у потребителей нет гарантии соответствия требованиям по содержанию вредных веществ и условиям хранения. Это может привести к рискам для здоровья, включая пищевые отравления и долгосрочные негативные последствия для организма. Отсутствие знака может свидетельствовать о том, что продукт произведен нелегально или является контрафактным, что также снижает доверие к качеству и безопасности продукта.

2. Информация на государственном языке о: наименовании, количестве продукции, дате изготовления, сроке годности, условии хранения, наименовании и местонахождении изготовителя. Данное нарушение также является нарушением п. 7 ст. 25 Закона РК "О защите прав потребителей" – информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается непредоставленной.

3. Информация на русском и государственном языках о пищевой ценности продукта. Отсутствие информации на языке потребителя (в РК – казахский и русский языки) о пищевой ценности на маркировке затрудняет потребителям понимание содержания питательных веществ, аллергенов и калорий, что может привести к неправильному питанию и потенциальным рискам для здоровья.

Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация, не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.

Кроме продуктов питания Мангистауским областным обществом по защите прав потребителей были инициированы исследования непродовольственных товаров. К примеру, универсальные салфетки, неизвестного происхождения по токсикологическим и органолептическим показателям оказались в норме, но наименование изделия и изготовителя указаны на иностранном языке. Также отсутствовали дата изготовления и срок годности, номер партии и серии, что показывает на несоответствие продукции к техническому регламенту "Требования к маркировке продукции" №348-НҚ.

Фото: Жанна Биятан

Результаты исследований направлены в соответствующие органы, для принятия решения по данным фактам.

Согласно Закону РК "О защите прав потребителей":

  1. Потребитель имеет право применять фото-, видеосъемку товара и магазина в качестве доказательства.
  2. Предприниматель, не предоставивший потребителю кассовый, фискальный и/или товарный чек, нарушает права потребителей.
  3. Потребители имеют право на получение документа, подтверждающего покупку и содержащего информацию о товаре, его цене и продавце.
  4. Отсутствие такого документа лишает потребителя возможности предъявить претензии в случае выявления недостатков товара, получить возврат средств или обменять товар.

Жанна Биятан – эксперт Общества по защите прав потребителей – порекомендовала внимательно изучать маркировку продукции. На всех продуктах питания, ввозимых и реализуемых на территории Казахстана, должна присутствовать обязательная маркировка товара, так как она является первым информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю основную информацию.

Информация должна быть нанесена на русском и государственном языках.

Рекомендации для потребителей

Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".

Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.

Контакты для обращений казахстанцев по аналогичным фактам: +7 705 422 27 39, Instagram.

Алматы Казахстан 2024 год Торговля Еда Потребительский контроль
Следите за новостями zakon.kz в: