По словам экспертов общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей", отсутствие маркировки товаров на государственном языке становится угрозой для покупателей.
Представитель ОО "МОО по ЗПП" Алия Алибекова напоминает, что в соответствии с Законом РК "О защите прав потребителей объединение имеет право проводить исследования и публиковать информацию о выявленных нарушениях и правах потребителей.
Приобретенные консервы сдали в аккредитованную лабораторию филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан (КСЭК МЗ РК) по городу Алматы, где были выявлены нарушения технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Фото: Жанна Биятан
Что обнаружили эксперты:
1. Отсутствие маркировки на государственном языке: является нарушением ст. 21 Закона РК "О языках в Республике Казахстана" и п. 3 ст. 25 Закона РК "О защите прав потребителей", которые обязывают производителей и продавцов предоставлять информацию на казахском языке, что является обязательным требованием для товаров зарубежного производства, реализуемых на территории Казахстана.
Согласно п. 7 ст. 25 Закона РК "О защите прав потребителей", информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной, тем более в Казахстане, где казахский язык имеет статус государственного, потребители обладают правом получать информацию о товарах на своем родном языке. Неправильные или неполные данные могут привести к недопониманию или неправильному использованию продукта.
2. Не указаны дата выработки, срок годности и номер партии продукции. Без этой информации невозможно определить, является ли товар свежим и безопасным для употребления.
Номер партии позволяет отслеживать продукцию от производителя до конечного потребителя. В случае выявления дефектов или опасности в продукции невозможность идентификации партии затрудняет изъятие опасных товаров с рынка и может увеличить риск того, что небезопасные продукты останутся в обращении.
"Согласно законодательству Казахстана, потребители имеют право на получение полной информации о товаре, включая дату выработки и срок годности, при чем как на русском, так и на казахском языках. Отсутствие этих данных нарушает права потребителей и может привести к непониманию и (или) неправильному использованию продукции, что является потенциальной угрозой здоровью и безопасности потребителей". Эксперт по защите прав потребителей Алибекова Алия
Законодательные аспекты: ответственность предпринимателей
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 25 Закона РК "О защите прав потребителей" отсутствие сведений о дате изготовления, сроке годности является нарушением обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре и права потребителей на получение информации о товаре, согласно п. 1 ст. 10 Закона. За такие нарушения предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 190 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусматривающей штрафы и изъятие продукции из оборота, а в случае повторного нарушения вплоть до приостановления или запрещения деятельности на срок до трех лет.
Отсутствие надлежащей маркировки на продукции может не только ущемить права потребителей, но и создать реальную угрозу для их здоровья и безопасности. Эксперт по защите прав потребителей Жанна Биятан указывает, что отсутствие информации на государственном языке, а также сведений о дате выработки и сроке годности может повысить риск пищевых отравлений.
Алия Алибекова, эксперт-правозащитник, отмечает, что такие нарушения в маркировке подрывают доверие к производителям и продавцам. Без четкой информации на упаковке потребители не могут сделать обоснованный выбор при покупке, что является нарушением их прав.
Чтобы защитить свои права и здоровье, эксперты рекомендуют следующее:
- Всегда проверяйте наличие полной и достоверной маркировки на упаковке продукции. В нашей стране важно, чтобы информация была представлена на казахском языке и содержала полную, достоверную и своевременную информацию о товаре.
- При обнаружении нарушений не стесняйтесь и обращайтесь в соответствующие органы, чтобы сообщить о проблеме и инициировать необходимые меры в рамках законодательства Республики Казахстан.
Эти шаги помогут не только защитить права потребителей, но и обеспечить более высокий уровень безопасности и качества продукции на рынке.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.
Контакты для обращений казахстанцев по аналогичным фактам: +7 705 422 27 39, Instagram.