Специалисты советуют внимательно изучать информацию о товаре, не отходя от прилавка, в том числе нужно проверять, все ли указано на маркировке, чтобы заранее знать, что именно вы приобретаете, и не является ли этот продукт дешевым фальсификатом.
"Будьте бдительны при выборе продуктов, потому что от них зависит ваше здоровье", – рекомендует диетологи.
При этом эксперты говорят, что соблюдение требований при маркировке продукции – это еще и защита прав потребителей.
На одном из рынков Шымкента представитель общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" методом тайного покупателя приобрел имитированную слабосоленую икру.
Фото: Жанна Биятан
Фото: Жанна Биятан
На упаковке значилось: имитированная, ароматизированная пастеризованная "Икра черная" в стеклянной банке, массой нетто 220 г, изготовитель Россия, "Балтийский берег".
Продукт сдали для комплексного исследования в аккредитованную испытательную лабораторию ЮКФ АО "Национальный центр экспертизы и сертификации" города Шымкента. Цель – проверить, соответствует ли он всем требованиям безопасности законодательства Республики Казахстан, а именно – техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" ТР ЕАЕС 040/2016 и Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/20211.
Согласно протоколу испытаний, отсутствуют:
- рекомендация и(или) ограничения по использованию;
- вся информация указана только на русском языке.
Согласно п. 7 ст. 25 Закона РК "О защите прав потребителей", информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается непредставленной.
Что нужно знать предпринимателям и потребителям?
Согласно ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", производители обязаны предоставлять полную и точную информацию о своей продукции, включая корректное наименование и номер партии (Наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.)
К тому же изготовитель при выпуске в обращение продукции должен обеспечить полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней, исключающей ввод в заблуждение потребителей относительно состава, свойств, назначения, а также других сведений прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции и обеспечивающих возможность их правильного выбора, согласно ТР РК "Требования к маркировке продукции".
К тому же продавцом, выпустившим в обращение продукцию, не обеспеченную полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней, исключающей ввод в заблуждение потребителей относительно состава, свойств, а также других сведений прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции и обеспечивающих возможность их правильного выбора, предусмотрена административная ответственность.
По данному факту материалы направлены в соответствующие органы для принятия соответствующих мер.
"Размеры штрафов внушительно высокие, поэтому предпринимателям стоит соблюдать порядок на своей торговой площадке. Провести предпродажную подготовку, обратить внимание на маркировку, в частности, на срок годности. Отказаться от дистрибьюторских товаров, если в них есть несоответствия в части соблюдения статьи 4, где указаны требования к маркировке пищевой продукции", – обратилась к предпринимателям Шымкента правозащитник Жанна Биятан.
Она добавила, что некоторые продавцы для того, чтобы разнообразить продукты на полках, идут на рискованные шаги, то есть под реализацию берут товары без подтверждающих безопасность и качество документов.
При получении товара под реализацию необходимо востребовать от импортеров/дистрибьюторов декларацию о соответствии, которая должна быть заверена оригиналом печати.
Данная норма указана в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 года № 130 10 статья которой гласит:
Использование декларации о соответствии, оформленной по единой форме для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, допускается, если декларантом такой продукции является:
- лицо, указанное в таких документах в качестве заявителя при оценке соответствия этой продукции обязательным требованиям;
- лицо, уполномоченное заявителем при оценке соответствия или изготовителем на использование таких документов для подтверждения соблюдения мер технического регулирования, – для продукции серийного производства.
"Право использования таких документов подтверждается посредством предоставления указанному лицу их копий, заверенных печатью заявителя при оценке соответствия или изготовителя", – утверждает юрист Жанна Биятан.
Она отмечает. что у каждого предпринимателя, реализующего продукт, должна быть в обязательном порядке декларация о соответствии как заявителя. А если он не является заявителем декларации, то должен иметь копий декларации, заверенных печатью заявителя или самого изготовителя. Заявителем декларации в данном случае может любой предприниматель, либо сам изготовитель.
Как должна выглядеть декларация?
Потребители и предприниматели могут самостоятельно проверить о наличии декларации в "Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии" по ссылке.
"Также есть казахстанский сайт реестров документов по оценке соответствия, где можно проверить товары и документы на достоверность", – посоветовала предпринимателям Казахстана юрист Биятан.
Для защиты своих интересов и обеспечения безопасности эксперты рекомендуют потребителям:
- проверять упаковку на наличие всех требований по маркировке;
- сообщать о любых нарушениях в контролирующие органы, если информация на упаковке вызывает сомнения;
- быть внимательными при выборе продуктов, особенно если упаковка не содержит полной информации.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.
Контакты для обращений казахстанцев по аналогичным фактам: +7 705 422 27 39, Instagram.