ОО "МОО по ЗПП" реализует по государственному заказу социальный проект, одним из мероприятий которого является исследование продукции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также распространение через средства массовой информации объективных и достоверных сведений о результатах исследований (испытаний) продукции (товаров).
"Общественное объединение "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" (ОО "МОО по ЗПП") активно осуществляет защиту прав потребителей, фокусируясь в том числе на безопасности непродовольственной продукции. Организация проводит комплексные исследования товаров в аккредитованных лабораториях и распространяет результаты через СМИ, повышая осведомленность граждан". Эксперт-правозащитник Алия Алибекова
В соответствии с Законом РК "О защите прав потребителей" объединение имеет право проводить исследования и публиковать информацию о выявленных нарушениях и правах потребителей.

Фото: Жанна Биятан
Оба образца были сданы в испытательный центр аккредитованной лаборатории филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области.
Образцы соответствуют нормам безопасности, однако не соответствуют требованиям маркировки бытовой химии и требованиям технического регламента "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", например, в обоих случаях отсутствует маркировка на государственном языке.
Фото: Жанна Биятан
Специалисты выявили нарушения требований к потребительской маркировке товаров бытовой химии, установленные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
- Отсутствие маркировки на государственном языке: нормы Закона РК "О языках в Республике Казахстан" и Закона РК "О защите прав потребителей" обязывают производителей и продавцов предоставлять информацию на казахском и русском языках, что является обязательным требованием для товаров зарубежного производства, реализуемых на территории Казахстана.
- Не указано назначение продукции: отсутствие информации о назначении товара создает риск для потребителей, которые могут неправильно использовать продукцию, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям. Потребитель вправе знать, для чего предназначен товар, чтобы избежать неправильное его использование.
- Не указаны меры по предупреждению опасности: этот аспект необходим для обеспечения безопасности пользователей, особенно для товаров, которые могут представлять риск при неправильном использовании. Наличие такой информации позволяет потребителям принимать осознанные решения и избегать опасностей.
Ответственность предпринимателей
В соответствии с Законом РК "О защите прав потребителей" отсутствие сведений о назначении и об условиях эффективного и безопасного применения товара является нарушением права потребителей на получение информации о товаре. За нарушение законодательства РК в области технического регулирования, а также за неисполнение продавцом (изготовителем) обязанностей по предоставлению информации о товаре предусмотрена административная ответственность. В случаях причинения вреда жизни и здоровью потребителя вследствие неполной, недостоверной или несвоевременной информации о товаре продавец (изготовитель) обязан в полном объеме возместить вред, а также в течение 10 календарных дней со дня подачи требования должен дать ответ потребителю о возмещении вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя.
Риски для потребителей
Отсутствие необходимой маркировки не только нарушает права потребителей, но и создает реальные риски для их здоровья и безопасности. Как отметила эксперт-правозащитник ОО "МОО по ЗПП" Жанна Биятан, отсутствие информации на государственном языке и данных о мерах безопасности может привести к неправильному использованию продукции, что особенно опасно для детей и людей с чувствительной кожей. Согласна с ней и коллега, эксперт Алибекова Алия, которая подчеркнула, что такие нарушения подрывают доверие к продавцам и производителям, а также создают прецеденты для нарушения прав потребителей.
Для предотвращения подобных ситуаций и защиты своих прав эксперты советуют потребителям:
- Всегда проверять наличие маркировки на упаковке товаров. Особенно важно наличие информации на казахском языке, так как это обязательное требование законодательства.
- Требовать предоставления сертификатов соответствия или декларации о соответствии продукции, что подтверждает ее безопасность и качество.
- При выявлении нарушений обращаться в соответствующие органы и общественные объединения, такие как "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей", для принятия мер, предусмотренных действующим законодательством РК.
"Потребители имеют право на получение достоверной информации о приобретаемых товарах, а их безопасность и качество должны быть подтверждены документально. Нарушение этих требований недопустимо, и такие товары должны быть изъяты из оборота в соответствии с требованиями действующего законодательства". Эксперт по защите прав потребителей Жанна Биятан
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.
Контакты для обращений казахстанцев по аналогичным фактам: +7 705 422 27 39, Instagram.