Продукт Жанна Биятан приобрела методом тайного покупателя на рынке "Дария". Халва "Pismaniye", "Turkish floss halva", объемом 240 граммов, произведена ООО "Амавед", Россия.
Нарушения в маркировке: что обнаружили эксперты?
Купленная продукция сдана для проведения комплексного исследования в испытательный центр аккредитованной лаборатории филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения (КСЭК МЗ) РК по Северо-Казахстанской области.
Фото: Жанна Биятан
Проведенная комплексная экспертиза выявила следующие нарушения технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" ):
- Отсутствие маркировки на государственном языке – согласно пункту 7 статьи 25 Закона РК "О защите прав потребителей", информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается непредоставленной.
- Отсутствие единого знака ЕАС – знак, подтверждающий соответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС), служит гарантией того, что продукт прошел необходимые испытания и отвечает стандартам безопасности и качества.
Также при покупке халвы продавец не предоставил по просьбе потребителя декларацию о соответствии, подтверждающую качество и безопасность продукции. Данный факт свидетельствует о том, что продавец при продаже товара нарушил право потребителя на получение информации.
Фото: Жанна Биятан
Нормы закона и защита прав потребителей
Законом РК "О защите прав потребителей" регламентированы права потребителей на приобретение безопасного товара, а также на получение информации о товаре, о продавце (изготовителе) на казахском и русском языках. Вместе с тем законодательством РК о языках установлено требование о том, что товарные ярлыки (этикетки) со специальными сведениями, маркировки, инструкции к товарам зарубежного производства должны обеспечиваться переводом на государственный и русский языки.
Согласно требований технических регламентов продажа товаров, подлежащих обязательному подтверждению, без наличия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии запрещена. Наличие данных документов подтверждает, что продукция изготовлена в соответствии со стандартами качества и безопасна для потребителей и окружающей среды. Если продукция прошла оценку соответствия, то она маркируется единым знаком обращения продукции ЕАС.
Внеплановая проверка назначается уполномоченными государственными органами контроля и надзора по обращению физических или юридических лиц при наличии подтверждающих оснований и доказательств, такими как акты экспертизы, фото- и видеоматериалы нарушения, документы, подтверждающие факт покупки товара, и т. п.
Общественное объединение "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" направило обращение в соответствующие органы для проведения внеплановой проверки по факту выявленных нарушений и принятия соответствующих мер, предусмотренных действующим законодательством РК.
Права потребителей: что делать в случае нарушения?
Если вы обнаружили несоответствия в купленном товаре, то на основании Закона РК "О защите прав потребителей" вы имеете право на обмен или возврат продукции. Закон запрещает продавцу ограничивать права потребителей на применение фото- и видеосъемки товара и магазина в качестве доказательства нарушений.
"Если у вас нет кассового чека, то фото- и видеоматериалы, а также свидетельские показания могут служить косвенными доказательствами факта покупки. Потребители должны быть осведомлены о своих правах и активно их защищать". Эксперт-правозащитник Жанна Биятан
Соблюдение требований технических регламентов – это прежде всего забота о безопасности своих граждан, подчеркивает эксперт по защите прав потребителей Алия Алибекова.
"Эти регламенты устанавливают единые стандарты и требования для обеспечения качества и безопасности товаров, защищая здоровье и права потребителей. Как потребитель, я бы порекомендовала всем быть особенно внимательными при покупке продуктов, обращать внимание на маркировку и наличие всех необходимых документов (сертификатов, деклараций). Если вы обнаружите нарушения, такие как, например, отсутствующая или недостоверная информация на упаковке, важно сообщить об этом в соответствующие органы и потребовать возврата или обмена товара. Мы все имеем право на безопасные и качественные продукты, и важно отстаивать это право".Эксперт по защите прав потребителей Алия Алибекова
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.
Контакты для обращений казахстанцев по аналогичным фактам: +7 705 422 27 39, Instagram.