На прилавках Туркестана продавали просроченное молоко

Фото: freepik
В июле 2024 года представитель ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" приобрел в одном из магазинов Туркестана литровую упаковку стерилизованного молока казахстанского производства Айс МОЛОКО с массовой долей жира 3,2%. Оказалось, что продукт был просрочен.

Товар был закуплен методом "тайного покупателя" в рамках информационно-просветительской работы по повышению осведомленности потребителей о безопасности и качестве продукции на рынке в Туркестане.

Молоко направили на комплексное исследование в аккредитованную лабораторию Туркестанского городского отделения РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК по Туркестанской области. Протокол исследований № 2024/544/112 от 14 июля 2024 года зафиксировал, что срок годности продукта истек 3 июня 2024 года, то есть на момент покупки товар был просрочен более чем на месяц. Помимо этого, на пачке отсутствовала пиктограмма о предназначении упаковки для контакта с пищевой продукцией.

Молочные продукты особенно чувствительны к истечению срока годности. Со временем они теряют не только свои вкусовые качества, но и безопасность. В них могут активно размножаться патогенные микроорганизмы, которые представляют серьезную угрозу здоровью, особенно для детей, пожилых людей и людей с ослабленной иммунной системой.

"Покупая молочную продукцию, всегда проверяйте срок годности. Просроченное молоко может привести к пищевому отравлению или более серьезным последствиям для организма", – подчеркивает эксперт по защите прав потребителей Жанна Биятан.

Фото: Жанна Биятан

"Каждый раз, когда мы обнаруживаем просроченную продукцию на прилавках, важно понимать, что это не просто несоответствие нормам. Это прямое нарушение прав потребителя на безопасную и качественную продукцию, – отмечает Жанна Урметхановна. – Особенно опасно, когда речь идет о скоропортящихся продуктах, таких как молоко. Мы призываем потребителей быть внимательными и сообщать о подобных фактах".

Эксперт напоминает продавцам, реализующим товары с истекшим сроком годности, что они могут быть оштрафованы на суммы от 30 до 1 600 МРП (от 110 760 до 5 907 200 тенге в 2024 году) в зависимости от масштабов бизнеса.

О чем должна сообщать упаковка?

Отсутствие пиктограммы о назначении упаковки для контакта с пищевой продукцией – серьезное несоответствие техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки". Эта информация необходима, чтобы покупатель мог быть уверен в том, что материал упаковки безопасен для хранения и транспортировки молочной продукции и не выделяет токсичных веществ.

Кроме того, производитель обязан указывать дату изготовления и срок годности, данные о содержании пищевых добавок, аллергенов и способе хранения. Наличие всех этих элементов – не просто формальность, а гарантия того, что потребитель получает достоверную информацию и защищен от возможных рисков.

Что делать, если вам продали просроченный товар, и как бороться с просрочкой?

Потребитель имеет право на обмен или возврат товара с истекшим сроком годности. В соответствии с Законом РК "О защите прав потребителей" продавец обязан обеспечить обмен товара либо возврат товара с возвратом денежных средств, если он не соответствует требованиям законодательства. Для обращения необходимо предоставить подтверждающие документы – кассовый или товарный чек.

Обнаружив нарушение, не оставляйте его без внимания: обращение в соответствующие органы поможет защитить права потребителей и предотвратить продажу небезопасных товаров. Это позволяет не только отстоять свои права, но и защитить других от просроченной продукции.

Внеплановая проверка проводится по обращению с приложением подтверждающих документов, таких как фискальный или товарный чек. В обращении необходимо указать факты нарушения, адрес объекта, название субъекта предпринимательства, а также приложить фото- или видеоматериалы. Продавец не вправе ограничивать права потребителей на съемку товара и магазина для доказательства нарушений.

Фото: Жанна Биятан

Активистами также была куплена лапша в соусе (92 г), которую мы направили на проверку в лабораторию ЮКФ "Национальный центр экспертизы и сертификации", в которой подтвердили не только пищевую безопасность продукта, но и несоответствие требованиям, предъявляемым к маркировке: отсутствовала информация на казахском языке о наименовании продукта, его составе, дате выработки и сроке годности, условиях его хранения и его пищевой ценности, сведения о наименовании страны производителя, о ГМО-компонентах, о документе, в соответствии с которым была произведена продукция, к тому же не был знака ЕАС.

ОО "МОО по ЗПП" продолжает контролировать качество и безопасность товаров, уделяя особое внимание продуктам питания и товарам повседневного спрос.

Данный материал подготовлен общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей". При возникновения вопросов по аналогичным фактам вы можете обратиться по ссылке в Instagram OZPP.KZ или по телефону +7 705 422 27 39.

Туркестан
2024 год
Бизнес
Торговля
Еда
Потребительский контроль

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Долевые махинации: Россия выдала Казахстану иностранку, лишившую алматинцев миллиардов тенге

Изменения в продолжительности дня на планете заметили ученые

Морозы до 35 градусов придут в Казахстан

Любовь Успенская празднует очередную победу в суде

Один из богатейших азербайджанцев рассказал о лучшем подарке