От штрих-кода до блокчейна: как защитить себя от некачественного масла

Представитель ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" методом тайного покупателя приобрел масло в одной из торговых точек города Костаная и направил его на комплексную экспертизу в лабораторию. Эксперты рассказали о результатах потребительской проверки.

Вопрос безопасности пищевой продукции остается на передовой в ежедневной жизни потребителей. Растительное масло, которое используют в каждом доме, включая подсолнечное масло, один из социально значимых продовольственных товаров в Казахстане. Однако даже привычные товары могут не всегда соответствовать высоким стандартам безопасности и качества, что еще раз подчеркивает необходимость осознанного подхода к выбору продуктов.

Фото: Жанна Биятан

В сентябре 2024 года представитель ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" (ОО "МОО по ЗПП") приобрел методом тайного покупателя масло в одной из торговых точек города Костаная: оливковое Cratos (1000 мл). Образец был направлен на комплексную экспертизу в аккредитованную лабораторию РГП на ПХВ "Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы" Медицинского центра Управления делами президента Республики Казахстан" для проверки их безопасности и соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011).

Результаты исследования показали, что продукт соответствует требованиям по кислотному числу – ключевому показателю качества масел и жиров, указывающему на степень их свежести. Отсутствуют токсичные элементы, что подтверждает безопасность этих масел для потребления. Однако нарушения были обнаружены в маркировке.

Фото: Жанна Биятан

Оливковое масло Cratos имело знак ЕАС, что подтверждает его соответствие нормам Таможенного союза, однако на упаковке полностью отсутствовала маркировка на русском и казахском языках, что является нарушением законодательства Казахстана и ставит под сомнение его прозрачность и безопасность.

Как отметила эксперт ОО "МОО по ЗПП" Алия Алибекова, такие нарушения могут создавать риски для потребителей, которые не могут получить необходимую информацию о продукте до покупки. Отсутствие информации о составе продукта, в том числе на государственном языке, нарушает права потребителей и может скрывать потенциально опасные ингредиенты.

"Во-первых, всегда проверяйте маркировку на упаковке. Продукция должна иметь надписи на двух языках – русском и казахском, а также включать подробную информацию о составе, сроке годности и условиях хранения. Во-вторых, перед покупкой у вас есть полное право запросить у продавца декларацию соответствия. Это ключевой документ, который подтверждает, что продукция прошла необходимые проверки и соответствует требованиям безопасности, в котором должны быть указаны страна происхождения товара, результаты испытаний на наличие вредных веществ, таких как пестициды и тяжелые металлы, он подписывается производителем или уполномоченной организацией, что гарантирует ответственность за качество продукции". Алия Алибекова

Как избежать подобных ситуаций в XXI веке?

Внимание к маркировке, правильному составу и документам – это простые, но важные шаги для выбора качественного продукта. Помните, что ваше право на полную информацию о товаре – залог вашего здоровья и безопасности. Не бойтесь задавать вопросы продавцам и защищать свои права как потребителя.

Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".

Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.

Контакты для обращений казахстанцев по аналогичным фактам: +7 705 422 27 39, Instagram.

Акмолинская область Кокшетау Мангистауская область 2024 год Бизнес Торговля Потребительский контроль
Следите за новостями zakon.kz в: