Как читать маркировку и защитить себя

Современные колбасные изделия давно вышли за рамки простой закуски и стали своеобразным символом быстрых перекусов.

За последние десятилетия рынок мясной продукции активно развивается: производители экспериментируют с ингредиентами, добавляют разные специи, а иногда и удивительные сочетания вкусов. Такие продукты, как сосиски, часто ассоциируются с комфортом и доступностью, но быстрый выбор не всегда гарантирует качество и безопасность.

Оправдывают ли колбасные изделия наши ожидания и как найти действительно качественный продукт?

С целью защиты прав потребителей и обеспечения безопасности товаров в период с июня по октябрь 2024 года правозащитники ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" провели проверку продукции, представленной на казахстанских прилавках. В рамках социального проекта, используя метод тайного покупателя, они приобрели более сорока вида продукции и отправили их на анализ в аккредитованные лаборатории при поддержке государственных учреждений. Проведенные исследования позволили оценить качество и безопасность продукции, а также ее соответствие установленным стандартам.

Фото: Жанны Биятан

В рамках этого проекта эксперты проверили, среди прочих, сосиски "Natura классические" белорусского производства и сосиски "Венские халяль" от российского производителя, купленные в магазинах Уральска. Продукция была отправлена на комплексные исследования в аккредитованную лабораторию "Национальный центр экспертизы" по ЗКО, где результаты исследований были зафиксированы в официальных протоколах.

Анализ выявил: оба образца не содержали информации на государственном языке, как того требует Закон РК "О языках в РК". Более того, по Закону РК "О защите прав потребителей", маркировка только на одном языке или на иностранном расценивается как непредоставление необходимой информации и может нарушать права покупателей, предпочитающих видеть сведения на родном языке. Также на упаковках не было указано возможное наличие компонентов, произведенных с использованием ГМО, что является несоответствием требованиям технического регламента Таможенного союза и может быть важным для многих потребителей. Кроме того, на российском продукте не были указаны данные о весе, а также рекомендации и ограничения по использованию продукции.

Фото: Жанны Биятан

Эксперт-правозащитник Алия Алибекова предлагает несколько рекомендаций как потребителям, так и производителям, соблюдение которых поможет обеспечить покупателям удобный и безопасный выбор и повысить доверие к продукту.

Для потребителей

Для производителей и импортеров

  1. Перевод информации на государственный язык. Согласно Закону РК "О языках в РК", ответственность за перевод маркировки продукции, ввозимой в Казахстан из других стран, лежит на импортерах. Производители, особенно зарубежные, часто не знают, на рынок какой страны попадет их продукция, поэтому именно импортеру следует обеспечить соблюдение требований законодательства в этой части.
  2. Соблюдение стандартов маркировки. Важно предоставлять потребителю полный и достоверный состав продукта, указания о возможном содержании ГМО и информацию о безопасном использовании. Это позволит не только избежать нарушений, но и укрепить доверие потребителей к продукции.
  3. Регулярный внутренний контроль. Производителям и импортерам стоит внедрить проверку соответствия маркировки на всех этапах поставки. Это поможет минимизировать возможные несоответствия и избежать сложностей при реализации продукции.

ОО "МОО по ЗПП", подготовившее данный материал, напоминает, что, поддерживая стандарты качества и активно интересуясь тем, что мы потребляем, каждый из нас помогает делать наш рынок качественнее и безопаснее.


При возникновении вопросов по данному обзору обращайтесь через Instagram OZPP.KZ, по телефону +7 705 422 27 39, либо по телефону горячей линии Департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО +7 (7112) 500 044.

2024 год Потребительский контроль
Следите за новостями zakon.kz в: