Юрист с помощью трех сотрудников полиции "надул" предпринимателя на 100 тысяч долларов

Когда потерпевший почувствовал обман, он обратился за помощью непосредственно к министру МВД.
Руслан Хакимов является бизнесменом средней руки, возглавляя в Караганде ТОО "Топаз". Фирма занимается поставками различного промышленного оборудования на предприятия республики, сообщает kriminalka.kz.

Нередко по производственной необходимости предпринимателю приходится выезжать в Россию, где находятся основные поставщики продукции. Так произошло и в конце октября 2012 года, когда Хакимов из Астаны вылетел в Новосибирск, откуда последовал в Томск. И когда предприниматель уже находился в Томске, то узнал очень неприятную новость. На сотовый телефон Хакимова позвонил его приятель, помощник и одновременно адвокат 34-летний Канат Абденов.
— Тут такое произошло! — огорошил он бизнесмена. — К тебе домой приезжали какие-то люди в гражданской одежде. Так получилось, я рядом оказался. Спрашивали, где ты находишься, когда приедешь. Сказал им, что ты в России и будешь отсутствовать около двух недель.
— Что им было нужно? — разволновался предприниматель.
— Не знаю… Но я смог разглядеть одну из бумаг у них в руках. Так там указано, когда ты выезжал из Караганды. Предполагаю, это были сотрудники полиции.
— Пожалуйста, узнай, что это означало, что за визит, — умоляюще попросил предприниматель.
— Сделаю все, что в моих силах, — пообещал адвокат.

Руслан не имел никаких оснований не доверять Абденову. Он считал адвоката своим человеком, который в сложной ситуации всегда протянет руку помощи. И на это имел основания, так как именно с его помощью два года назад наказал своего обидчика. Как говорится, друг познается в беде. Адвокат доказал: на него можно положиться. 
Бизнесмен и юрист познакомились в тот момент, когда первый попал в сложный переплет. История произошла некрасивая и носила криминальный характер. В то время учредителем ТОО "Топаз" кроме Руслана Хакимова был 50-летний Валерий Хрусталев. Они вместе создавали фирму, развивали ее. Финансовые и прочие вопросы решались только в том случае, если между двумя соучредителями существовал консенсус. Если не соглашался хотя бы один из них, проблема повисала в воздухе. Но такого почти не существовало. "Почти", так как однажды недоразумение все же возникло. Произошло это при следующих обстоятельствах. Валерий позвонил Руслану и попросил его срочно приехать в офис. Хакимов выполнил просьбу компаньона. Зашел в кабинет, сел напротив.
— Надо со счета фирмы снять деньги и погасить имеющийся долг, — сообщил Хрусталев.
— Что за долг? Почему я о нем не знаю? — поинтересовался Руслан.
— Значит, ты отказываешься снимать деньги? — вопрос больше походил на угрозу.
— Ни о каком долге я не знаю, поэтому счет трогать не буду, — твердо отказал Хакимов.

В ответ компаньон двинул ему кулаком в глаз. Без излишних "прелюдий". Это было настолько неожиданно, что Руслан потерял равновесие и упал, ударившись головой о шкаф. Компаньон стал бить лежащего ногами. Спасибо, что рядом находившиеся коллеги оттащили ставшего опасным компаньона и помогли своему начальнику подняться (а у него кровь пошла из носа и изо рта). 

Избитый сразу обратился к медикам и на десять дней оказался в стационаре. Врачи поставили Хакимову диагноз: закрытая черепно-мозговая травма и констатировали, что пациенту причинили вред здоровью средней тяжести. А это статья 104 Уголовного кодекса РК.

Бизнесмен обратился с заявлением в полицию, потребовав привлечь компаньона к уголовной ответственности. Началась доследственная проверка, которая по каким-то причинам забуксовала. Возникла вероятность, что Валерий Хрусталев выйдет сухим из воды. И тогда один знакомый посоветовал Хакимову воспользоваться услугами адвоката Каната Абденова.
— Квалифицированный специалист, — так рекомендовал он юриста, — член Президиума Карагандинской областной коллегии адвокатов.

Абденов доказал свой профессионализм: добился возбуждения уголовного дела и объективного расследования.  В итоге довел ситуацию до суда, который счел нужным приговорить виновника инцидента к одному году и шести месяцам условного срока. 

Естественно, Хакимов разорвал деловые отношения с Хрусталевым, став полновластным владельцем фирмы. А с адвокатом у бизнесмена с того времени установились самые доверительные отношения. Они помогали друг другу на безвозмездной основе. В частности Абденов готовил предпринимателю юридические документы, часто бывал у него в гостях. Можно сказать, полноправный друг. И вот сейчас он поставил в известность Хакимова, что некие личности интересуются им. Значит, беспокоится за него, пытается предупредить о нависшей опасности. Черт побери, с какой стати она возьми и возникни!
 
"Вас заказали большие люди из Астаны"

Бизнесмен знал: перед законом он чист. Абсолютно, как невинное дитя. Но все равно во время командировки чувствовал себя не в своей тарелке: мало ли что, вдруг какая-то ошибка произошла. Взяв билет в Астану, он в аэропорту Новосибирска связался со своим адвокатом.

— Сейчас вылетаю… Выяснил насчет ребят, которые ко мне приходили?
— Это точно были сотрудники полиции. Но не смог выяснить, по какому поводу ты вызвал у них такой интерес. А я ведь тебя предупреждал…
Действительно, примерно две недели назад адвокат попытался занять место Хрусталева, предполагая стать соучредителем ТОО "Топаз".
— Внесу в фирму 35 тысяч долларов США, — сказал он. 
Но, памятуя о своем горьком опыте сотрудничества с прежним компаньоном, Хакимов отказал адвокату в его просьбе.
— Сам вполне справляюсь со всей работой, так что мне никто не нужен.
— В наше время опасно работать одному, — продолжал давить адвокат. — Тебя могут запросто подставить, например, сотрудники полиции. Сколько таких случаев: чтобы завладеть предприятиями коммерсантов, они подбрасывают им оружие или наркотики. Докажи потом на суде, что не верблюд… Кроме того, у меня дядя в КНБ работает, он такое содействие окажет, что никто к тебе не посмеет подступиться.
— Пусть попробуют со мной такое сделать! Нет, я буду работать один…
Кого и чего бояться человеку, если за ним нет никакого греха? 
Теперь Руслан Хакимов проклинал себя за то, что так легкомысленно отказался от "крыши" адвоката. Летел в самолете и обдумывал все свои предшествующие шаги, действия:  когда оступился, чем вызвал интерес  сотрудников правоохранительных органов?
В аэропорту Астаны бизнесмена встретил работник фирмы. В машине Хакимов осторожно поинтересовался у него:
— Не появлялись ли в офисе не совсем обычные клиенты? Мной никто не интересовался?
— Да нет, шеф, все нормально. Работаем в обычном режиме. Да, звонил ваш адвокат, интересовался, едем ли мы в Караганду. Я сказал, что вы должны уже прилететь и мы из аэропорта сразу поедем домой.

Автомобиль пересек границу с Карагандинской областью, вскоре проехал Осакаровку. Водитель стал, как положено, притормаживать у поста "Рубеж". Вдруг гаишник махнул жезлом. Водитель съехал на обочину, вышел из салона, показал стражу порядка свои документы. Хакимов чувствовал себя хуже некуда, сразу вспомнил телефонные переговоры с адвокатом. У мужика сердце ухнуло в бездну, когда какой-то молодой человек в гражданском попросил его выйти из автомобиля.  Бизнесмен подчинился. Вытащил портмоне, в котором находилось его удостоверение личности. А потом началось то, что предвещал прозорливый адвокат... 

Кто-то сзади набросился на Хакимова. Тот инстинктивно попытался скинуть нападавшего. Потом услышал голос:
— Если будете сопротивляться, применим оружие на поражение…
Все происходило как в дурном сне. Предпринимателю завернули за спину руки, надели на них наручники. Краем глаза он увидел, что имеет дело со спецназовцем: одет в камуфляжную форму, на руках перчатки, и только белки глаз строго смотрят из прорезей черной маски. Почувствовал, как полезли в правый боковой карман куртки, вытащили оттуда пакетик с белым веществом. Вся эта картина записывалась на видеокамеру, в присутствии нескольких молодых людей. Один из них комментировал:
— В присутствии двух понятых произвели осмотр подозреваемого Руслана Хакимова… При нем обнаружен наркотик, предположительно, героин.
— Так вы его сами подкинули мне! — попытался объяснить бизнесмен.
Но его никто слушать не стал. Посадили в машину и последовали в Караганду. Молодой человек, сидевший за рулем, представился сотрудником УБОП. Оказалось, зовут Булатом. Согласился с тем, что наркотики предпринимателю подбросили.
— Понимаешь, — стал объяснять оперативник, — тебя заказали большие люди из Астаны. Я всего лишь выполняю распоряжение своего шефа.
— А как можно урегулировать вопрос? — обреченно поинтересовался Хакимов.
— Связывайся со своим доверенным лицом или адвокатом, — посоветовал опер. — Пусть подъезжает к АЗС, что при въезде в Темиртау. Вместе и обсудим, как вам выйти из этого положения.
Он протянул бизнесмену свой мобильник. "Подозреваемый" позвонил единственному, кто мог ему помочь. Это, конечно, был Канат Абденов. Хакимову тогда и в голову не приходило, что именно его "друг" являлся главным режиссером, сценаристом и постановщиком всего этого "кино". В тот момент у бизнесмена, находившегося в стрессовом состоянии, возникла только одна мысль: всеми возможными средствами вывернуться из безжалостных щупальцев неведомых ему "больших людей из Астаны". И за свою свободу был готов заплатить любую цену.
 
Обыкновенные мошенники

Верный друг появился вовремя. Только подъехали к Темиртау, как у АЗС бизнесмен увидел знакомую машину адвоката. Он о чем-то поговорил с полицейскими и сел в машину, где находился "подозреваемый". Юрист выглядел мрачно. "Значит, совсем у меня плохи дела", — невольно подумал Хакимов. Он не обманулся в своих предположениях.

— Где-то ты все же перешел дорогу этим, — сообщил адвокат, показав пальцем наверх. —  А чтобы тебя оставили в покое, необходимо заплатить сто тысяч долларов…
— Сколько?! — невольно вырвалось у бизнесмена.
— Т-с-с, — Абденов многозначительно прикрыл ладошкой рот, — не так громко и эмоционально.
— Но мне надо два-три дня, чтобы собрать такие деньги, — обескураженно пробормотал предприниматель. — Дома еще есть наличкой десять тысяч, то есть по нынешнему курсу один миллион четыреста тысяч тенге…
— Деньги им нужны сейчас, — юрист покачал головой. — Помогу тебе. У отца в Алматы хранятся мои 45 тысяч долларов. Позвоню, и уже сегодня их люди поедут и заберут деньги. Оставшиеся 55 тысяч долларов отдашь в течение двух-трех дней. Иначе прямо сейчас отвезут в ДВД и закроют. И я ничего не смогу сделать.
— Обговорю все с операми…
Хакимов услышал, как Булат — видимо, старший в этой группе, бросил одному из сотрудников:
— Съездишь с ним за деньгами…
Впереди, показывая дорогу, следовал адвокат задержанного на своем "Субару", бизнесмен находился в машине оперативника.
Дверь квартиры открыла супруга. Женщина хотела с объятиями броситься к вернувшемуся из командировки мужу, но глава семейства без объяснений приказал ей:
— Иди в другую комнату…
Сам последовал в спальню, вытащил из комода один миллион четыреста тысяч тенге… И снова назад, в Темиртау. После передачи денег сотрудникам полиции Абденов "успокоил" предпринимателя:
— Их люди уже побывали у моего отца в Алматы и забрали 45 тысяч долларов…
— Спасибо, что выручил, — искренне поблагодарил его бизнесмен.

На следующий день Руслан снял со своих счетов солидную сумму, окончательно расплатившись со своим "долгом". Причем адвокат предупредил:
— О том, что с тобой случилось, никому ни слова. У них длинные руки.

Только у самого Абденова оказался длинный язык. Казалось, опытный юрист должен учесть любую мелочь, прекрасно зная, что благодаря упущенным деталям раскрывается самое тщательно организованное преступление. И все равно допустил промашку.

Изъятие 100 тысяч долларов США не нанесло бизнесу Руслана Хакимова непоправимого урона: ТОО "Топаз" продолжало действовать. Но за просто так отдать какому-то "большому дяде" такие огромные деньги не совсем заурядный факт. Предприниматель постоянно задавался вопросом: кому потребовалось ему так жестко его "прессовать"? И пришел к умозаключению, что у него нет таких высокопоставленных врагов.

Ключ к разгадке всего этого неприятного происшествия дал, не подозревая об этом, сам адвокат. Хакимов постоянно интересовался у него:
— Не устроят ли эти ребята для меня новую ловушку?
— Все нормально, — успокаивал юрист, — деньги я им передал.
— Каким образом?

По словам юриста, в условленном месте к нему подъехал автомобиль, в открытое окошко которого он закинул пакет с деньгами.

В другой раз адвокат, совершенно запамятовав о первой версии, рассказал, что якобы встретился с полицейскими в кафе. Отдал им деньги, а опера на его глазах уничтожили все материалы так и не возбужденного уголовного дела. 

Предприниматель не мог не обратить внимания на такую нестыковку… Понял, что именно Адбенов замешан в незаконном отъеме у него 100 тысяч долларов. Долго размышлял, как вывести на чистую воду так называемого юриста и сотрудников полиции.

— Тебе надо обратиться непосредственно в МВД, — посоветовали ему друзья.

И в начале марта прошлого года — с момента "задержания" бизнесмена прошло чуть больше пяти месяцев — Руслан Хакимов написал заявление на имя министра МВД РК. В нем предприниматель подробно поведал о своей истории: как его задержали, заковав в наручники в Осакаровке, как требовали в качестве откупных сто тысяч долларов… Как только бумага попала кому надо, последовала незамедлительная реакция.

27 марта 2013 года сотрудники департамента собственной безопасности МВД РК задержали адвоката Каната Абденова. Юрист поведал, с кем именно — а это оказались старший оперуполномоченный и два оперуполномоченных ОБН УВД г. Караганды — он обдурил собственного клиента.

Оказавшихся вне закона полицейских пришлось поискать: как только над ними стали сгущаться тучи, они сразу бросились в бега. Вот что рассказывает об этом интересном моменте своей жизни бывший старший оперуполномоченный ОБН УВД г. Караганды Булат Сакимов:

— 27 марта 2013 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий отделом разработки УБН ДВД области задержали женщину, занимавшуюся сбытом наркотиков. Решили отметить положительный результат своей работы и поехали в кафе. В этот день, ближе к 23.00, мне на сотовый телефон позвонил кто-то из руководства — кто именно, сейчас не помню — и сообщил, что по тревоге собирается весь личный состав. Но я, так как был выпивши, решил не появляться. На следующий день узнал, что меня и моих двух подчиненных ищут сотрудники департамента собственной безопасности МВД РК. Однако я не знал, по какому поводу мы вдруг их заинтересовали. Мы обсудили сложившуюся ситуацию и решили до выяснения всех обстоятельств временно не появляться на рабочем месте. 15 апреля выяснил, что в отношении меня и двух оперуполномоченных УСБ ДВД области возбудили уголовное дело по факту превышения власти или должностных полномочий. Нас объявили в розыск и в случае задержания должны были арестовать.

"Временное" отсутствие сразу трех сотрудников ОБН УВД г. Караганды затянулось аж до февраля этого года. Они одиннадцать месяцев болтались "между небом и землей", пока не оказались в камере изолятора временного задержания. В ходе следствия адвокату и троим бывшим полицейским предъявили обвинение в мошенничестве, совершенном организованной группой в крупном размере.

Не совсем обычное уголовное дело рассматривал специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области. У полицейских, оказавшихся на скамье подсудимых, лица вытянулись, когда они узнали, что адвокат "надул" не только бизнесмена, но и их. Оказалось, опера взяли с потерпевшего "всего" 10 тысяч долларов США. При этом не знали, что благодаря их помощи юрист положил в свой карман более весомый навар — 90 тысяч долларов. Понятно, почему бизнесмен безоговорочно поверил юристу-проходимцу. Но почему повелись опера, имевшие дело с акулами наркобизнеса? Да потому, что старший оперуполномоченный Булат Сакимов был хорошо знаком с ловким адвокатом. На процессе он, в частности, показал:

— Каната Абденова знаю с 2000 года, когда он после окончания Карагандинской высшей школы МВД РК  стал следователем Михайловского ОП. Я там же работал участковым инспектором.

Через пять лет следователь стал адвокатом, но связи, как видно, со своим коллегой не терял. А когда тот, уже будучи старшим оперуполномоченным ОБН УВД г. Караганды, получил от него предложение "развести" бизнесмена, принял самое активное участие в преступной затее. Да еще привлек двух своих подчиненных.

Кстати, на суде бывшие опера свою вину признали полностью. А вот адвокат категорически отрицал, что участвовал в обдуривании предпринимателя. По его рассуждению, он всего лишь оказывал посильную помощь. Он так и остался при своем мнении.

Суд посчитал: исправление и перевоспитание подсудимых возможно лишь в условиях изоляции от общества и приговорил адвоката к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества. Трое бывших полицейских получили по четыре года с конфискацией имущества.
 
Анатолий ИНОЧКИН
Актау Актобе Алматы Караганда Карагандинская область Кызылорда Новосибирск Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: