Признаков извержения почти не наблюдалось, поэтому оперативная эвакуация не была проведена. Это стало очередным напоминанием об уязвимости Японии с её многочисленными действующими вулканами.
Даже на третий день после извержения из вскрывшегося кратера продолжал валить токсичный газ, в то время, как спасатели пытались добраться до тел туристов, которых извержение застигло на пике горы.
Онтакэ является одним из 110 действующих вулканов на территории сейсмически-активной страны. На острове Хонсю также расположена и знаменитая гора Фудзи – самая высокая гора Японии, часть всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно на неё совершают восхождение около 300 тысяч человек.
Фудзи расположена всего в сотне километров от Токио, что усиливает беспокойство: данная гора является стратовулканом, одним из 47 вулканов, которые могут извергнуться в ближайшее столетие. Если произойдёт извержение, этот катаклизм не только уничтожит близлежащие населённые пункты, но и разрушит основные железнодорожные и автомобильные маршруты между Токио и Осакой, что приведёт к огромным потерям для национальной экономики.
Японские власти пристально наблюдают за деятельностью вулкана, однако извержение Онтакэ стало полной неожиданностью: вулкан дремал в течение последних 35 лет.
"То, что произошло, невозможно было предугадать с помощью существующих методов прогнозирования, – заявил профессор Тосицугу Фудзии (Toshitsugu Fujii). – Прежде, чем началось смертоносное извержение, опасность Онтакэ была оценена в один балл – то есть по пятибалльной шкале была самой минимальной. Пятибалльное предупреждение означает эвакуацию городов, но при одном балле отсутствуют даже какие бы то ни было конкретные ограничения для туристов".
Спасательные службы сообщают о смерти около 36 человек – также остаётся множество людей, пропавших без вести. Многие люди погибли, задохнувшись токсичными газами с мелкими частицами пепла. В данный момент уровень предупреждения поднят до 3,5 – людям запрещено приближаться к вулкану.
Извержение было фреатическим взрывом – магма быстро нагревает воду и превращает в пар, заставляя его вырываться из вулкана. Это создаёт пирокластический поток пепла, газа и каменных пород. Именно этот тип извержения практически невозможно отследить с помощью даже самых современных технологий мониторинга – в основном мониторинг ограничивается обнаружением сейсмической активности, выпуклостей и деформаций вулкана, либо движения магмы внутри. Ни один из них не сможет отследить нагнетание пара внутри уже существующей магмы, что и произошло в данном случае. Такие потоки весьма непредсказуемы и могут произойти практически с любым вулканом.
По данным Японского метеорологического агентства, август 2014 года был относительно тихим, но 10 сентября сейсмическая активность резко подскочила до 52. На следующий день уже наблюдался показатель в 85. После этого активность росла на 10-20 показателей в день. Но всего за 11 минут до извержения сейсмометры зафиксировали вулканическое дрожание – тип сейсмической активности, отличный от землетрясений, который нередко сопутствует извержениям вулканов.
Возможно, данная трагедия приведёт к изменениям в системе наблюдений. По крайней мере, в данный момент явно чувствуется необходимость новых инструментов (в том числе газоизмерительных приборов) и создание системы раннего предупреждения, похожих на те, что оповещают о начале землетрясений.