Если бы Балапия Кашимова не доверяла личному водителю как родному сыну, она бы, возможно, осталась в живых. Как считают родственники погибшей женщины, мужчина позарился на 50 тысяч долларов, которые Балапия cкопила на покупку квартиры. Хотя Кашимова платила водителю немаленькую по павлодарским меркам зарплату - 200 тысяч тенге ежемесячно. Сейчас обвиняемый дожидается суда, но близкие погибшей уверены: улики говорят о том, что в зверском убийстве участвовали несколько человек, которые сейчас разгуливают на свободе, пишет газета "Время".
26 августа 2014 года 57-летняя Балапия-апай, занимавшаяся поставками мяса в госучреждения, перестала отвечать на телефонные звонки родственников. Почуяв неладное, ее дочь Ляйлим Кашимова на следующий день приехала из Астаны в Павлодар, где жила ее мама. Вместе с отцом они написали заявление о пропаже женщины в Южный отдел полиции УВД Павлодара. Выяснилось, что последним видел Балапию Кашимову ее водитель Аслан Сарденешев. Однако он заявил, что ничего не знает, так как находился в родном поселке, но предположил, что его начальница могла уехать в Аксу, чтобы забрать деньги у своего должника, дескать, с ним она в последнее время часто созванивалась.
Двенадцать суток полицейские и родные Кашимовой прочесывали окрестности в поисках пропавшей. Работники УВД нашли телефон женщины - мобильник без sim-карты и карты памяти валялся возле жилого дома в Аксу. Ляйлим и родные развесили по всему городу объявления о пропаже женщины. Однако поиск не дал никаких результатов.
7 сентября на 35 километре трассы Павлодар - Щербакты случился пожар - горела лесополоса. После того, как огонь потушили, на его место приехали полицейские с собакой - она-то и учуяла закопанное в метровой яме изуродованное тело женщины. Неподалеку от этого места нашли топор, лопату и одеяло, в котором, как позже выяснилось, преступники перевозили труп. Руки и ноги несчастной были связаны проволокой, кости голеней раздроблены, сломан свод черепа, испещренный гематомами. На голове погибшей был целлофановый пакет с известью, все тело было также измазано известью - известный метод убийц, чтобы труп как можно быстрее разложился и его невозможно было опознать, а также определить причину наступления смерти.
Преступники почти добились своего - Ляйлим и ее отец сперва не узнали изуродованное тело женщины, только на следующий день по шрамам, родинкам и зубам опознали труп.
- Убийство мамы было тщательно спланировано. Все действия преступников свидетельствуют о том, что они работали хладнокровно и профессионально: забросили сотовый телефон мамы в Аксу, чтобы сбить полицейских со следа и направить подозрения на ее должника. Они хотели протянуть время, чтобы потом сложно было установить личность погибшей и сам факт убийства, - уверена Ляйлим.
Тем не менее полицейские определили подозреваемого в убийстве - водителя Балапии Кашимовой Аслана Сарденешева 1977 года рождения. Он сознался в убийстве, написав явку с повинной, однако мотивов не указал.
Зато дочь погибшей рассказала, что с ее матери в день убийства были сняты золотые серьги, цепочка и кольца, а из квартиры Кашимовых украли 50 тысяч долларов. Сарденешев, по словам Ляйлим, был полностью посвящен в дела своей начальницы, так как по восемь часов в сутки бок о бок работал с ней. Балапия доверяла своему водителю, относилась к нему как к родному сыну, нередко даже кормила у себя дома. А Сарденешев знал, что Кашимовы вот-вот собирались купить квартиру в Астане и располагали крупной суммой денег.
Но, по мнению Ляйлим, в одиночку Сарденешев не справился бы с убийством и поджогом леса, который, считает она, был специально организован, чтобы замести следы. На причастность к убийству нескольких лиц указывает и то, отмечает Ляйлим, что украденные деньги, ключи и украшения не найдены, Сарденешев не сознался, что украл все это, а это значит, что, возможно, водитель успел их кому-то передать либо же преступники поделили добычу после убийства.
Кроме того, Ляйлим Кашимова категорически не согласна с тем, как следователи квалифицировали это преступление - по ч. 1 ст. 96 УК “убийство”.
- Над мамой зверски издевались. Я сама омывала ее перед похоронами и видела страшные раны на ногах и руках, раздробленные кости и изуродованное лицо, - рыдает Ляйлим. - Это убийство совершено с особой жестокостью, за которое нужно наказывать по части 2 статьи 96 УК. А полицейские подходят к работе формально. Главное для них сейчас - один подозреваемый, который, к их удовлетворению, во всем сознался, значит, дело можно поскорее закрыть. Они ссылаются на то, что у них помимо нашего еще куча дел в производстве. Но ведь речь идет об убийцах, которые могут пойти на аналогичное преступление в любой момент! - возмущается дочь убитой.
Ляйлим обратилась с ходатайством в Министерство внутренних дел - направить в ДВД Павлодарской области специалиста из следственного комитета МВД для тщательного расследования дела ее матери, а также направила письма в Генеральную прокуратуру, прокуратуру Павлодарской области с просьбой взять дело о жестоком убийстве Балапии Кашимовой на контроль.
Лэйла Басарова, фото автора и из архива Ляйлим Кашимовой, Астана