В этой сфере было принято около 70 законов, проведено 7 амнистий. По инициативе Генеральной прокуратуры совместно с заинтересованными государственными органами на системной основе ведется работа по снижению «тюремного населения», передает Zakon.kz со ссылкой на Генерального прокурора РК Асхата Даулбаева.
В результате за последние 12 лет число лиц, осужденных к лишению свободы, снизилось в 4 раза (с 40 тысяч до 9 тысяч). Широкое применение получила практика осуждения к альтернативным видам наказания.
Как следствие, только за прошлый год число лиц, осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы, увеличилось на 5 тысяч и составило свыше 21 тыс. человек (21 172), что повлекло увеличение нагрузки на уголовно-исполнительные инспекции.
После введения в следующем году в действие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов эта цифра возрастет еще больше, поскольку пересмотру подвергнутся десятки тысяч уголовных дел.
Кроме того, согласно требованиям нового УИК, действующие уголовно-исполнительные инспекции будут преобразованы в службы пробации с существенным расширением подучетного контингента. Увеличение нагрузки в этой сфере потребует серьезного пересмотра форм и методов работы всех уполномоченных органов.
Вместе с тем, проведенная прокуратурой проверка выявила сохраняющиеся серьезные проблемы в этой сфере.
Главными задачами уголовно-исполнительных инспекций является обеспечение исправления осужденных лиц, а также недопущение с их стороны повторных преступлений.
Вместе с тем, с 2010 года отмечается устойчивый рост рецидивной преступности среди подучетного инспекциям контингента.
К примеру, в 2013 году число повторных преступлений возросло на 63% (с 456 до 744), а за 9 месяцев 2014 года спецконтингентом совершено уже 463 преступления.
Другими словами, ежедневно подучетными лицами совершается по два-три рецидивных преступления.
Наихудшее положение сложилось в г.Алматы, Алматинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Акмолинской и Карагандинской областях.
Более того, почти в два раза (с 18 до 31 на 72%) возросло число убийств, совершенных лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Из них, большая часть совершена в ночное время (23 из 31 или 74%), а каждый 3-й факт – в состоянии алкогольного опьянения.
В два раза (с 240 до 515) увеличилось число преступлений, совершенных лицами, осужденными к ограничению свободы. Как следствие, это привело к двукратному росту осужденных, направленных в колонии в связи с отменой или заменой наказания (с 610 до 1 346).
В ходе проверки выявлены факты свободного выезда подучетного контингента в зарубежные страны. В отдельных регионах такие нарушения приобрели системный характер.
К примеру, в Жамбылской области осужденные свыше трехсот раз (324) беспрепятственно пересекали государственную границу с Кыргызстаном.
В Карагандинской области гражданка Иванова, подучетная уголовно-исполнительной инспекции г.Темиртау, в течение 4-х лет 21 раз выезжала в Турцию, Китай, Украину и Российскую Федерацию.
Прокурорами выявлены многочисленные факты фальсификации сотрудниками полиции материалов о проведении профилактической работы с подучетными лицами.
Установлено, что из-за несовершенства нормативной базы осужденные иностранцы и лица с двойным гражданством имеют возможность беспрепятственно покидать страну, даже не дожидаясь вступления приговора в законную силу.
Эти и другие нарушения стали возможны в результате формального подхода к исполнению функциональных обязанностей сотрудниками полиции, а также отсутствия надлежащего ведомственного контроля со стороны Министерства внутренних дел.
В процессе работы по снижению «тюремного населения» нельзя забывать, что оно не должно достигаться за счет осужденных, совершивших наиболее опасные преступления.
На первом месте всегда должна находиться безопасность наших граждан и неотвратимость наказания.
В этой связи, особое значение приобретают вопросы ресоциализации осужденных, которые можно решить только путем конструктивного взаимодействия между государством и обществом.
С учетом изложенного, намеченное на следующий год расширение службы пробации должно сопровождаться укреплением их психологами, педагогами и соцработниками.
Необходимо принять действенные меры по строительству новых реабилитационных центров во всех регионах страны, поскольку освобождение лиц из колоний без дальнейшей их адаптации приведет к обратному эффекту.
В целях снижения рецидивной преступности Министерству внутренних дел необходимо предпринять следующее.
Во-первых, предусмотреть систему организационных мер, направленных на повышение эффективности деятельности службы пробации.
Во-вторых, разработать конкретный план мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, осужденными без изоляции от общества.
В-третьих, обеспечить надлежащее взаимодействие службы пробации с административной полицией.
Четвертое, совместно с Комитетом национальной безопасности принять меры по скорейшему внедрению информационной системы «Беркут – клиент госорганов» в деятельность службы пробации.
В-пятых, основным индикатором оценки работы службы пробации определить уровень рецидивной преступности. При этом предусмотрев стимулирующие меры в отношении офицеров служб пробации, не допустивших рецидивной преступности.