Скандал в алматинской школе - четверо пятиклассников обвиняются в избиении шестиклассника

Дело дошло до ювенального суда. 
В Алматы четверо учеников 5-го класса гимназии №34, расположенной по ул. Дуйсенова, 15, избили ученика 6-го класса этой же школы. После инцидента ребенок попал в больницу, сообщает корреспондент Zakon.kz.

Произошло это 9 октября текущего года. Из рассказа отца Даниила, пострадавшего шестиклассника, следует, что мальчик и двое его одноклассников вечером после уроков второй смены вышли со школы и пошли домой. На футбольной площадке на территории школы они увидели пятиклассников, которые устроили то ли драку, то ли борьбу. Даниил сделал мальчикам замечание, чтобы те перестали драться, на что в ответ был «послан» в грубой форме. А когда он подошел к ним, сразу получил удар по носу. Завязывался конфликт, и ребята решили покинуть площадку. Пятиклассники кинулись их догонять, кидая вслед камни. Догнав мальчиков на ул. Прокофьева, уже практически около дома, в котором  живет Даниил, нападавшие сбили его с ног. Он попытался подняться, но получил пинок по затылку. И дальше мальчишки пинали его по голове до того момента, пока кто-то из прохожих не разнял их. После этого Даниил сообщил о случившемся родителям. Отец отвез его в больницу и мальчика госпитализировали с диагнозами: «Закрытая черепно-мозговая травма», «Сотрясение головного мозга». 

Отец Даниила, Вячеслав, в этот же вечер написал заявление в УВД Алмалинского района.  И здесь началась, что называется, катавасия. Ход расследования этого дела и реакция школы наводят на мысли о том, что об объективности в этой истории речи не идет. Объясним почему.

Момент первый - расследование инцидента сотрудниками Отдела по делам несовершеннолетних (ОДН)

Драка была рассмотрена на созданном в школе Совете профилактики правонарушений, куда вошли сотрудники правоохранительных органов. В ходе беседы на Совете пятиклассники рассказали свою версию произошедшего. Они играли после уроков, мимо проходили трое шестиклассников, среди них был Даниил.  И он, пользуясь тем, что старше, спровоцировал конфликт. После этого школьники сначала вышли «один на один» - Даниил против одного из мальчишек, а потом завязалась драка между всеми, так сказать "обоюдная". Даниил в ходе этой драки упал и ударился головой. Дерущимся сделали замечание прохожие и дети разошлись. Правда в ходе разбирательств уже была озвучена другая версия - была только драка «один на один», массовой драки не было. Дальше-больше. Виноватым в инциденте сделали самого Даниила - якобы он спровоцировал все, потом пошли обвинения его в вымогательстве, потом пошла в ход какая-то месть с его с стороны. Хотя сами преподаватели отмечали, что до этого никаких конфликтов между этими детьми не было.

Причем, получается, что в качестве свидетелей были опрошены сами пятиклассники - участники инцидента, рассказавшие свою версию. Из тех, кто был с Даниилом, объяснительную записку изначально писал только один мальчик. А после его родители отказались от участия в разбирательствах, обосновав это тем, что он не участвовал в драке и он вообще не причем. Еще про одного мальчика, находившегося в тот вечер с Даниилом, почему-то забыли. Также «забыли» и про свидетеля драки - мальчика живущего по соседству. Даниил говорил, что он там был и все видел, но этого свидетеля никто не удосужился найти и опросить. И также «забыли» опросить самого Даниила. Сотрудники ОДН объяснили это тем, что мальчик неделю был в больнице, его не стали беспокоить, а уже через три дня после случившегося дело было закрыто, в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления. Причем об этом родители Даниила узнали только через месяц. 

То есть получается, что выяснение обстоятельств произошедшего было однобоким и учитывались показания не всех участников инцидента.

Реакция школы

Как рассказал Вячеслав, в тот вечер, когда все произошло, и когда сотрудники полиции находились у них дома, к ним приехала завуч школы и стала говорить то, что можно назвать угрозами. Была высказана просьба не писать заявление в полицию, так как это не понравится директору школы. А ведь в ней учится еще и их дочь, которой предстоит заканчивать 8-9 классы, и может получиться так, что она скатится на двойки и будет отчислена. В это время в квартире были сотрудники ОДН, которые могут подтвердить эти слова. 

И еще один момент. Родителям пострадавшего мальчика администрация школы изначально не хотела озвучивать личности детей и показывать их. Сначала было сказано, что личности не установлены. А потом, когда эта информация «не подтвердилась», говорилось, что у детей уже закончились уроки, и их нет в школе, хотя это было не так. 

На вышеуказанном школьном Совете по профилактике правонарушений с учениками и их родителями была проведена профилактическая беседа. Все четверо пятиклассников были поставлены на внутришкольный учет, за ними был закреплен наставник из администрации гимназии, который будет контролировать этих детей и проводить с ними профилактические беседы. Они и их родители принесли потерпевшей стороне извинения. Была достигнута договоренность, что после того, как Даниила выпишут из больницы, его родители озвучат сумму для возмещения ущерба. При этом на Вячеслава давили, чтобы он написал встречное заявление, отказавшись от первого. И здесь, с его слов, уже пошли угрозы от отца одного из пятиклашек. Якобы если не будет написано встречное заявление, то будут «нарисованы» соответствующие бумажки, «найдутся» свидетели и крайним сделают Даниила.

После такой реакции школы и отработки сотрудников ОДН Вячеслав сначала написал заявление в Управление образования, а через неделю - в прокуратуру с просьбой дать оценку объективности расследования этого дела органами ОДН. 

Сейчас дело сдвинулось с «мертвой точки». Дело школьников по указанию прокуратуры было вынесено на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, которая прошла 19 ноября в акимате Алмалинского района. Далее дело будет рассмотрено в ювенальном суде.  

Результаты комиссии по делам несовершеннолетних следующие. Родителям всех детей-участников конфликта вынесено предупреждение. Администрации школы постановлено организовать работу психологов с этими детьми, а также рассмотреть вопрос о постановке пострадавшего Даниила на внутришкольный учет. Также было решено организовать и провести проверку, как в гимназии ведется работа по профилактике правонарушений среди учеников. 

А вечером 19 ноября, после комиссии, в гимназии классный руководитель накричала на Даниила, доведя его до слез.  На следующий день при телефонном разговоре с отцом мальчика женщина отрицала это, утверждая, что Даниил "перевернул факты". Так или иначе, но об этом было сообщено в районную прокуратуру, на телефон доверия Министерства образования, в Генеральную прокуратуру.

Итоги

Очень сильно в данной ситуации смущает тот факт, что во внимание сотрудников школы и ОДН попали только объяснения пятиклашек, в которых они, с их слов - жертвы провокации, показания пострадавшего в деле отсутствуют. И взрослые с готовностью приняли эту версию. Что это значит? Желание "замять" историю и не "выносить сор из избы"? Если в конфликте не будет пострадавших, то и спрашивать будет не с кого.  
Почему, если была "обоюдная" драка или даже драка "один на один", пострадавший в ней только один ребенок? Заявление писали только родители Даниила. 

И еще вопрос, можно ли при простом падении получить черепно-мозговую травму и сотрясение, "загремев" в больницу?

Как говорят родители провинившихся пятиклашек: если бы тогда он к ним не подошел, то сейчас ничего этого не было бы. Но, позвольте, эти слова обычно говорятся не про учеников среднего звена гимназии. Подобные ситуации, где кто-то выступает невольным провокатором, обычно случаются в увеселительных заведениях или после них среди взрослых людей, когда воспаленный мозг пьяного человека на что угодно реагирует как на сигнал к драке. И даже если допустить, что в адрес пятиклашек прозвучали какие-то грубые слова - это не повод жестоко избивать. 

Сквозь описание всех этих событий и попытку дать объективную оценку произошедшему напрашиваются вопросы: "Насколько жестоки сегодня дети, что даже будучи всего лишь в пятом классе они способны избить оппонента так, что он попадет в больницу? Чем они думают, когда пинают лежачего? А если бы все закончилось хуже?"   

После инцидента Даниил неделю лежал в больнице, еще неделя - домашний режим. Следствие - тройки по двум предметам по итогам четверти. Родители намерены нанимать двух репетиторов, чтобы убрать пробелы по основным предметам. Сейчас мальчик из-за травмы поставлен на учет к невропатологу. 

К слову, сумма для возмещения ущерба была озвучена родителям пятиклассников - 190 тыс тг. Отец Даниила готов обосновать ее. Но других родителей эта цифра изначально не устроила. А вот на комиссии по делам несовершеннолетних тот самый отец, который угрожал выставить виноватым Даниила, уже готов был отдать деньги.

В школе Даниила характеризуют как спокойного, адекватного ребенка. Занятия посещает регулярно, естественно, за исключением болезней, дисциплину не нарушает, в рамках программы успевает, неагрессивный. 

И последнее. Вплотную данного дела это не касается, но нам стало известно, что родители учеников гимназии №34 ежемесячно сдают по 5 тыс тг. Как пояснила представитель школы - это добровольный спонсорский взнос - кто сколько может. О том, что «добровольные спонсорские взносы» у нас в школах запрещены, думается, напоминать не нужно. Или возможно в гимназиях другие условия.

Свои слова Вячеслав готов подтвердить аудиозаписями, что он и намерен сделать в суде.

Ирина Капитанова
Генеральная прокуратура РК Актау Актобе Алматы Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: