Уходящий год, как это не прискорбно, был богат на происшествия, которые потрясли мир своими масштабами и резонансностью. Катастрофы и ЧП, произошедшие в разных странах, неизбежно сказывались на ситуации во всем мире. Крушения самолетов, терракты, массовые беспорядки и т.д. Редакция Zakon.kz решила подвести общий итог и отобрала наиболее громкие мировые трагические события.
Событие 1. Донбасс. Украина
Пожалуй, самым громким событием, которое, к сожалению, не остается в уходящем году, а переходит из года в год - это ситуация на Украине - одна большая трагедия, причем, не только для жителей этой страны, но и для жителей других стран. Обострение общественно-политической ситуации на Украине началось в ноябре 2013 года, когда правительство объявило о приостановке евроинтеграции. Решение правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом привело к массовым акциям протеста в центре Киева. По аналогии с событиями 2004 года они получили в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан».
По некоторым данным всего за период с 21 ноября 2013 по 23 февраля 2014 было зафиксировано по меньшей мере 3950 протестных событий (данные еще дополняются и обновляются). Среди 3950 протестов за период 3235 были напрямую связаны с Майданом и происходили в его поддержку, а 365 можно отнести к антиМайдан.
Расхождение взглядов украинцев на политику правительства привело к тому, что Донецк и Луганск провели референдумы, на которых объявили себя независимыми республиками. Далее самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики подписали документ об объединении в составе единого государства Новороссия. Киевские власти объявили эти действия нелегитимными. На юго-восток страны были направлены военные силы, чтобы «нормализовать» там политическую обстановку. Осаждаемые регионы ополченцев захлестнули боевые действия. Среди мирного населения ДНР и ЛНР множество жертв, убитые, покалеченные люди, огромное количество беженцев и людей, которым заблокированы возможности покинуть зону боевых действий.
Всё хуже обстоит дело с гуманитарной составляющей. Вооруженные силы Украины, так называемая «Нацгвардия» и экстремистские группировки, вроде «Правого Сектора», перекрывают пути поставки продуктов питания в ДНР и ЛНР, лекарственных средств, социальных выплат и другого. Разрушают инфраструктуру Республик, в том числе систему подачи питьевой воды.
В середине декабря сообщалось о том, что за время конфликта на юго-востоке Украины погибло более 4,3 тыс. жителей, еще 10 тыс. получили ранения. За это время было уничтожено более 7 тыс. зданий, среди которых 27 православных храмов, более 80 учебных и лечебных учреждений, 232 многоэтажки и более 3 тыс. частных домов.
Сейчас между конфликтующими сторонами одной страны объявлено перемирие, которое периодически нарушается.
Событие 2. Одесская Хатынь
Так назвали трагические события, произошедшие 2 мая, в Одессе, во время массовых столкновений между сторонниками и противниками киевской власти. Часть сторонников федерализации укрылась в Доме профсоюзов, в котором через некоторое время произошел пожар. По официальным данным, погибли 48 человек, более 200 пострадали. На месте пожара в Доме профсоюзов были найдены следы хлороформа, это вещество, по одной из версий, стало причиной смерти 32 человек. Остальные шесть человек погибли от огнестрельных ранений, еще 10 выпали из окон во время пожара и разбились. МВД Украины тогда официально объявило, что предварительно установленной причиной пожара стали «коктейли Молотова», брошенные сверху, то есть самими заблокированными в здании пророссийскими активистами. А главный вход в Дом профсоюзов якобы подожгли уже позднее собравшиеся на площади "мирные граждане".
При этом некоторые СМИ сообщали, что пожара внутри здания не было - была постановка пожара. Но Одесское областное бюро судебно-медицинской экспертизы сообщило, что никто из 48 погибших не умер от телесных повреждений, которые могли бы свидетельствовать о побоях.
По итогам расследования происшествия, обвинение было предъявлено 24 лицам, подозреваемым в организации и активном участии в массовых беспорядках, произошедших у Дома профсоюзов. Девять человек до сих пор находятся в розыске, досудебное расследование в их отношении продолжается. Причем в сентябре т.г. отмечалось, что следственные действия были завершены непосредственно относительно событий на Греческой площади и возле Дома профсоюзов. Что касается событий непосредственно в Доме профсоюзов и того, что там произошло, следствие на тот момент находилось на завершающем этапе. После этих сообщений, в зарубежных СМИ больше не проходили новости об итогах расследования и дальнейшей судьбе дел по этой трагедии.
3, 4 и 5 мая объявлены в Одессе днями траура.
Событие 3. Крушение Боинга на границе России и Украины
Очередная трагедия 2014 года снова связна с Украиной, как минимум, территориально. 17 июля лайнер малайзийских авиалиний Malaysia Airlines, выполнявший рейс Амстердам — Куала-Лумпур, потерпел крушение на территории Украины. По информации агентства, самолет упал в 80 километрах от Донецка. Всего на борту находилось 298 человек. Из них 80 детей. На борту находились 154 подданных Нидерландов, 27 австралийцев, 23 малазийца, 11 индонезийцев, шесть британцев, по четыре гражданина Германии и Бельгии, трое филиппинцев и один канадец. Все 15 членов экипажа были малазийцами.
Практически сразу же прошла информация о том, что самолет был сбит. Власти Украины настаивали на причастности к этому инциденту сепаратистов. В ДНР это отрицали.
Также в Росавиации предположили, что крушение Boeing возле Донецка может быть связано с попыткой сбить самолет Путина. В свою очередь Запад выдвинул в сторону России обвинения в ее причастности к крушению самолета. Однако сейчас заморские страны воздерживаются от подобных заявлений.
А совсем недавно нашелся свидетель, который видел, как самолет с ракетами класса «воздух-воздух» вылетал в день крушения авиалайнера в зону антитеррористической операции в Донецкой области. «Во второй половине дня, примерно за час до сбития «Боинга», были подняты в воздух три штурмовика. Конкретно время не помню. Из самолетов один был оснащен такими ракетами (класса "воздух-воздух"). Это был Су-25», — заявил свидетель, имя которого не указывается. Вернулся самолет без них, два остальных были сбиты. Показания свидетеля проверили на полиграфе. Следствие продолжается.
Событие 4. Исчезновение Малайзийского Boeing-777
Уходящий год, как бы цинично это не звучало, был богат на крушения самолетов. 8 марта в 02.40 час в ходе выполнения рейса из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин пропал самолет компании Malaysian Airline System с 239 пассажирами на борту.
В самолете летели 153 гражданина Китая, из них один ребенок, 38 граждан Малайзии, 12 индонезийцев, шесть австралийцев, трое французов, четверо американцев, из них один ребенок, по два человека из Украины, Новой Зеландии и Канады и по одному из России, Италии, Тайваня, Нидерландов и Австрии. Таким образом, пассажиры были из 14 стран.
Самолет разыскивали в районе Андаманских и Никобарских островов, а также к западу от Бенгальского залива. До этого малазийский самолет планировали искать у берегов Пакистана.
Малайзийские власти заключили, что самолет был угнан одним из пилотов, либо кем-то на борту, имевшим опыт вождения воздушного судна.
Следователи обнаружили, что некто в кабине пилота пропавшего Boeing 777-200 запрограммировал самолет на изменение курса после того, как отключил устройство сообщения борта с наземными радарами. Были также найдены свидетельства тому, что все эти действия осуществлялись опытным пилотом.
Версия угона привлекает все большее внимание специалистов. Если коммуникационные системы самолета были отключены умышленно, то сделать это мог только экипаж.
По еще одной версии - системы связи самолета были отключены, после чего он изменил курс и направился обратно через Малайзию в сторону Индии.
Что касается террористической версии, явных подозреваемых пока нет. Ответственность за исчезновение самолета никто на себя не взял.
Тайна исчезнувшего Boeing 777 до сих пор так и не раскрыта. Обломки самолета до сих пор не были найдены.
Событие 5. Крушение самолета алжирских авиалиний
24 июля самолет авиакомпании Air Algerie, совершавший рейс из Буркина-Фасо в Алжир, разбился на северо-востоке Мали в района Тилемси округа Гао. На борту авиалайнера было 119 пассажиров. Среди пассажиров были граждане Франции, Алжира, Буркина-Фасо, Люксембурга, Бельгии, Ливана, Канады, Украины и Испании. При крушении никто не выжил.
Экипаж судна попросил изменить маршрут через 21 минуту после взлета из-за плохих погодных условий. В Мали склоняются к версии, что причиной катастрофы стали неблагоприятные погодные условия.
На месте крушения был найден черный ящик. Однако экспертам не удалось расшифровать запись переговоров членов экипажа. Причины крушения до сих пор не названы. Основная версия, как сообщалось выше, неблагоприятные погодные условия.
Событие 6. Пропажа малайзийского лайнера AIRBUS A320-200
Буквально на днях, 28 декабря произошла катастрофа с воздушным судном авиакомпании AirAsia, совершавшим рейс под номером QZ8501 из индонезийской Сурабайи в Сингапур. На борту лайнера Airbus A320-200 находились 162 человека - 155 пассажиров, среди них 16 детей и один младенец, два пилота, бортинженер и четверо бортпроводников. Среди пассажиров трое южнокорейцев, один британец, один малайзиец и один житель Сингапура, остальные граждане Индонезии.
Незадолго до этого экипаж машины, совершавшей полет на высоте около 10 500 м, попросил у диспетчеров разрешение отклониться от курса, чтобы выйти из густой облачности. Пилоту перед обрывом связи было приказано набрать высоту, чтобы избежать попадания в полосу плотных облаков. В момент потери связи лайнер преодолел около половины пути и находился над Яванским морем между индонезийскими островами Ява и Калимантан.
О том, что самолет упал в океан, столкнувшись с турбулентностью при смене курса, заявил представитель по связям с общественностью индонезийской Национальной поисково-спасательной службы Суприанди Минггу.
30 декабря появились сообщения о том, что в ходе поисковых работ были найдены предметы, похожие на обломки самолета AirAsia.
Событие 7. Крушение легкомоторного самолета во "Внуково"
Еще одна авиакатастрофа, вызвавшая мировой резонанс, произошла в аэропорту "Внуково" в Москве.
В ночь на 21 октября бизнес-джет Falcon с топ-менеджером Total собирался вылететь в Париж, при взлете самолет задел снегоуборочную машину. В авиакрушении погибли четыре человека — Кристоф де Маржери и трое членов экипажа.
По делу о крушении самолета была задержана диспетчер-стажер Светлана Кривсун (она отправлена под домашний арест), до 21 декабря были взяты под стражу водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко, ведущий инженер аэродромной службы аэропорта "Внуково" Владимир Леденев и диспетчер аэропорта "Внуково" Александр Круглов.
Сообщалось, что на пути самолета в тот момент оказались сразу два снегоуборщика. Их водители нашли рядом с ВПП несколько неработающих сигнальных фонарей и решили отвезти поломанную светотехнику электрикам. Одна из машин пересекла полосу прямо перед разгоняющимся самолетом, вторую бизнес-джет задел крылом.
Следствие рассматривает четыре версии крушения самолета президента нефтяного концерна Total в московском аэропорту Внуково - по вине пилотов, по вине диспетчеров Внуково, по вине водителя снегоуборочной машины, с которой столкнулся самолет, а также из-за плохой погоды.
По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Выяснением причин случившегося занялась специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета при участии специалистов Росавиации. О результатах расследования пока новостей нет.
Событие 8. Авиакатастрофа на Тайване
В июле в результате аварийной посадки самолета компании TransAsia Airways в тайваньском уезде Пэнху погиб 51 человек. Самолет летел из тайваньского города Гаосюн на островок Пэнху. Вылет был задержан на два часа из-за плохой погоды, но это не помогло: самолет садился в условиях тропического шторма. Пилот не смог совершить посадку с первой попытки, сообщил диспетчерам, что уходит на второй круг, и связь с ним пропала.
На борту самолета было 54 человека и четыре члена экипажа.
Самолет протаранил несколько жилых домов, груды битого камня, металлические осколки — среди всего этого спасатели пытались найти выживших.
Очевидцы рассказывали, что некоторые пассажиры смогли сами выбраться из этих горящих развалин.
Основной причиной крушения называют плохие погодные условия. Семьям погибших и пострадавшим тайваньская компания TransAsia Airways выплатила компенсации.
Событие 9. Авария в Московском метро
В Москве 15 июля утром сошли с рельсов три вагона с пассажирами на Арбатско-Покровской линии метро, в 200 метрах от станции «Славянский бульвар». Инцидент произошел в результате резкой остановки поезда, к которой привело падение напряжения контактного рельса.
В результате аварии пострадали 162 человека, из них 23 погибли.
Руководитель московского метрополитена Дмитрий Пегов назвал серьезные нарушения в работе персонала, обслуживающего пути, и халатность причиной аварии.
Следствие по делу об аварии было завершено в начале декабря. По его версии, причиной аварии стала неисправность стрелочного перевода, установленного на путях несколькими днями ранее.
В ходе расследования были арестованы четыре подозреваемых: мастер дорожных путей Валерий Башкатов, его помощник Юрий Гордов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов и директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов. В сентябре Басманный суд Москвы оставил их под стражей до 15 января.
Событие 10. Паром с почти 500 пассажирами
В шоковое состояние привела мир новость о затонувшем в Южной Корее пароме со школьниками.
Паром "Севол" затонул утром 16 апреля, в двух десятках километрах от юго-восточного побережья Южной Кореи, во время штатной поездки из порта Инчхон к южному острову Чеджу. На борту судна находились 476 пассажиров и членов экипажа. Из них 339 человек - участники школьной экскурсии, дети и учителя. Только 174 человека были спасены - остальные утонули.
По словам спасенных, в момент крушения капитан судна Ли Чжун Сок призвал пассажиров надеть спасательные жилеты и оставаться в каютах (рассказы очевидцев были подкреплены видеозаписью). Это указание люди послушно выполнили. Когда паром быстро пошел ко дну, практически никто не успел выбраться. Сам же капитан, согласно материалам дела, покинул тонущее судно одним из первых. Также как и капитан, трое старших членов экипажа обвинялись в халатности и непреднамеренном убийстве людей. Остальным 11 членам экипажа были предъявлены обвинения в халатности.
Единственное, что выяснили следователи за последние несколько дней работы - перед аварией судно не совершало каких-либо резких маневров. Предполагалось, что к катастрофе мог привести слишком резкий поворот, в результате чего произошла разбалансировка груза в трюме и смещение центра тяжести. Также сообщалось, что в момент крушения паромом управлял 26-летний помощник, который впервые совершал такой маневр.
Эксперты высказывали предположение, что паром затонул по причине столкновения с подводной скалой. Пассажиры утверждают, что слышали удар, прежде чем паром опрокинулся. Также выяснилось, что после последней проверки в январе прошлого года "Севолу" была разрешена перевозка пассажиров только в том случае, если будет уменьшен вес судна. Однако это требование было проигнорировано: в момент трагедии на судне были не только дополнительные каюты, но еще и 180 автомобилей.
Южнокорейский суд приговорил капитана парома к 36 годам тюрьмы. Он избежал смертной казни, на которой настаивала сторона обвинения. Подсудимый был признан виновным в халатности, повлекшей за собой гибель людей.
Событие 11. Землетрясение в Китае
В Китае 3 августа произошло землетрясение магнитудой 6.5. Тогда сообщалось о 373 погибших. Около 2 тыс человек получили ранения.
Очаг подземных толчков залегал на глубине 12 км, эпицентр располагался в 23 километрах к юго-западу от города Чжаотун. Подземные толчки произошли в одной из самых густонаселенных провинций — Юньнань. В результате удара стихии разрушены более 12 тысяч построек, еще 30 тысяч повреждены. Некоторые населенные пункты превратились в развалины.
Событие 12. Наводнение в Бразилии
Бразильский штат Парана стал жертвой стихии в июне этого года.
Штат буквально затопило из-за проливных дождей. Тысячи бразильцев остались без крыши над головой. Вышедшие из берегов реки перерезали автомобильное сообщение.
Жертвами наводнения стали десять человек. Общее число пострадавших приблизилось к 50 тысячам человек, 3,5 тысячи жителей лишились жилья.
В результате разгула стихии ущерб был нанесен населенным пунктам непосредственно в окрестностях города Куритиба – административного центра Параны.
Событие 13. Теракт в Урумчи
А в Китае человеческий фактор унес жизни 39 человек.
Теракт в Урумчи произошел 22 мая в 07:50 утра по местному времени (03:50 мск) на уличном рынке недалеко от парка "Жэньминь". По словам очевидцев, два автомобиля врезались в толпу людей. Одна из машин взорвалась, из другой взрывное устройство выбросили наружу. Число погибших составило 39 человек, еще 94 получили ранения. Погибли также пятеро исполнителей теракта, который стал крупнейшим в Китае за последнее время.
По подозрению в причастности к произошедшему были арестованы 29 человек. Всем арестованным предъявлены обвинения в сепаратизме, организации незаконных группировок, ведении нелегального бизнеса, разжигании межэтнической вражды и дискриминации. Девять человек были приговорены к смертной казни, трое — к высшей мере с отсрочкой на два года.
По словам властей, организаторы теракта в Урумчи являются религиозными экстремистами, связанными с международными террористическими группировками. Всего был осужден 81 человек, все жители Синьцзян-Уйгурского автономного района. Решения были вынесены по 23 делам, слушавшихся в шести городских судах, в которых обвиняемым инкриминировались подготовка терактов, участие в экстремистских организациях, поджоги и убийства. Суд избрал для обвиняемых различные сроки заключения вплоть до пожизненного, но подробности содержания приговоров не приводятся.
Событие 14. Трагедия в московской школе
Еще одна резонансная трагедия случилась в этом году в Москве. 3 февраля в школе №263 в московском районе Отрадное ученик 10 класса открыл стрельбу из винтовки, убил учителя, полицейского и ранил другого полицейского.
Уговорил сдаться подростка его отец, который вел с ним переговоры вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Он уговорил сына отпустить заложников.
По некоторым данным, у открывшего стрельбу ученика был конфликт с убитым учителем географии Андреем Кирилловым, который мог послужить причиной инцидента. Возможно, у подростка случился эмоциональный срыв. Школьник из благополучной семьи, занимался боевым самбо, был необщительным и замкнутым молодым человеком, учился на «отлично».
По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статьям 206, 105, 317 УК РФ (захват заложников, убийство, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов).
Следователи задержали ученика. А на допросе десятиклассник Серёжа признался, что у него нет единомышленников, и он не видит смысла жить дальше.
Обвиняемому была назначена судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, которая выявила у парня психические отклонения, причем, прогрессирующие. Ему был поставлен диагноз «параноидная штзофрения». Подозреваемый был направлен в специализированное психиатрическое отделение СИЗО «Бутырка». В августе уголовное дело Гордеева было передано в Бутырский районный суд. 8 сентября началось судебное рассмотрение дела. В ходе первого заседания государственный обвинитель ходатайствовал о применении к обвиняемому принудительных мер медицинского характера, а также заявил о частичном признании подсудимым вины. Новостей о завершении судебного процесса и вынесении приговора пока не поступало.
Событие 15. Массовые беспорядки в США
В США в центре внимания полицейские. Их обвиняют в жестокости и расовой дискриминации. В августе этого года полицейский застрелил безоружного 18-летнего афроамериканца (штат Миссури). А месяцем ранее, в июле, полицейский при задержании задушил безоружного темнокожего мужчину. В 20-х числах декабря опят же в штате Миссури полицейский застрелил 18-летнего подростка. Подробности этого инцидента не сообщались.
По первым двум фактам суд присяжных, сначала в ноябре, затем в начале декабря, принял решение не привлекать полицейских к ответственности. Что вызвало две большие волны акций протеста, которые прошли более чем в 170 американских городах. Полицейские вынуждены были применять слезоточивый газ и арестовать несколько десятков нарушителей общественного порядка.
В городе были сожжены десятки машин, рестораны, магазины и кафе. Во время этих массовых протестов афроамериканец застрелил двоих полицейских, после чего убил себя. В Ною-Йорке на полицейских напал мужчина с топором. Его застрелили. Еще шесть человек были арестованы за угрозы полицейским.
В последние дни демонстрации стали менее масштабными, однако не прекратились.
Событие 16. Лихорадка Эбола
Завершим список мировых трагедий 2014 года эпидемией, заражение которой, в большинстве случаев, несет смерть.
Эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке началась в феврале 2014 года в Гвинее и продолжается до сих пор, выйдя за пределы страны и распространившись на Либерию, Сьерра-Леоне, Нигерию, Сенегал, США, Испанию и Мали. Случай уникален тем, что эпидемия этой лихорадки началась в Западной Африке впервые, вследствие чего врачи в затронутых странах не имеют опыта борьбы с ней.
На 12 ноября 2014 года зарегистрировано 14098 случаев заболеваний в Гвинее, Либерии, Нигерии, Сьерра-Леоне, Сенегале, США и Испании суммарно.
На начало декабря общее количество погибших от вируса геморрагической лихорадки Эбола в мире, по последним данным, составило 6 070 человек. Общее количество случаев заражения лихорадкой, по данным ВОЗ, составило 17 145 человек.
Ученые предсказали лихорадке долгие годы жизни, несмотря на то, что он не быстро мутирует и все больше людей вырабатывают к ней иммунитет. Дело в катастрофической скорости распространения эпидемии — это последствие исключительно недостаточных усилий по ее сдерживанию, а также контакты между различными группами населения, из-за которых вирус быстро пересекал границы районов и государств. Чтобы остановить эпидемию, скорость передачи вируса надо сократить вдвое, для чего потребуется вакцинировать 50 процентов населения стран Западной Африки.
Осенью на людях успешно испытали вакцину против Эболы. Тестовая вакцинация двух десятков добровольцев доказала, что большие дозы препарата резко повышают шансы на выздоровление без каких-либо побочных эффектов. Вакцина вызвала в организме каждого участника исследования мощный иммунный ответ. Понадобятся еще месяцы тестов, чтобы предложенную вакцину можно было признать прорывом в борьбе с лихорадкой.