Родственники 18 пассажиров самолета Malaysia Airlines, потерпевшего в июле прошлого года крушение на востоке Украины, подали в американский суд иск против одного из бывших лидеров сторонников самопровозглашенных республик Донбасса Игоря Гиркина, более известного как Стрелков, сообщает Русская служба ВВС.
Иск, возбужденный в чикагском федеральном суде, был подан практически в первую годовщину гибели малазийского авиалайнера, упавшего 17 июля 2014 года в зоне, которая контролировалась сепаратистами самопровозглашенной "Донецкой народной республики" (ДНР).
Заявители утверждают, что "Боинг" был по ошибке сбит с земли во время военной операции вооруженных сторонников ДНР. По мнению истцов, Гиркин, который называл себя "министром обороны ДНР", руководил всеми подобными операциями, и поэтому несет прямую ответственность за случившееся - вне зависимости от того, был ли самолет сбит по его непосредственному приказу или нет.
Почти все истцы являются иностранцами, включая шестерых граждан Великобритании. Гражданство США имеет лишь заявительница Ясмин Калер, двое родственников которой были в числе 298 погибших на рейсе MH17.
Исковое заявление, составленное адвокатской конторой Флойда А. Уизнера, занимает 14 страниц и требует компенсации как у самой авиакомпании Malaysia Airlines (МА), так и у россиянина Игоря Гиркина (Стрелкова), занимавшего в момент трагедии пост самопровозглашенного "главнокомандующего войсками ДНР".
Сам Стрелков-Гиркин выдвинутые в его адрес обвинения пока не прокомментировал.
Иск авиакомпании
Иск авиакомпании предъявлен от имени Рейни Диэл, чей муж Камерон находился на борту сбитого самолета. Сумма, которую истица пытается взыскать с авиакомпании, в иске конкретно не оговаривается. У ответчика Гиркина заявители требуют по 50 млн долларов за каждого своего погибшего родственника, то есть в общей сложности 900 млн долларов.
Надежд получить с Гиркина почти 1 миллиард долларов истцы, очевидно, не питают, и в случае своей победы должны будут удовольствоваться моральным удовлетворением.
Взыскать компенсацию с авиакомпании будет проще. В исковом заявлении ей вменяется в вину то, что она осуществляла полеты над "международно признанной зоной конфликта" и должна была знать о запрете Федерального управления гражданской авиации США на полеты там американских авиалайнеров.
По словам заявительницы, от полетов над этой зоной отказался целый ряд иностранных авиакомпаний, таких как British Airways, Qantas, Cathay Pacific, China Airlines, Asiana, Korean Airlines и Pakistan International Airlines.
Адвокаты цитируют текст, который напечатан на каждом билете малазийской авиакомпании и обещает покрыть "без ограничений" ущерб, понесенный в результате гибели ее пассажиров.
Авиакомпания имеет американские адреса, так что вручение ей искового заявления и повестки в суд особой трудности не представляет.
С Гиркиным это будет сложнее.
Чья юрисдикция?
Наличие у авиакомпании MA представительств в США также поможет стороне истцов доказывать присутствие в деле американской юрисдикции. Заявительница будет также апеллировать к Монреальской конвенции по авиаперевозкам.
Претензии к Гиркину предъявлены в соответствии с американским Законом о защите жертв пыток.
Хотя в исковом заявлении не раз утверждается, что "ответчик Гиркин и его повстанческая армия действовали при поддержке правительства России", и что Гиркин является кадровым сотрудником ГРУ, Российская Федерация в список ответчиков не включена.
Адвокат истцов Уизнер заявил прессе, что представляет их безвозмездно.
"Речь не о деньгах, - сказал он. – Речь о том, чтобы получить какие-то ответы от Гиркина и оказать давление на Россию с тем, чтобы она сотрудничала с международным трибуналом. Родственникам это не будет стоить ничего. Мы делаем это для них, потому что им нужны ответы, и они не хотят, чтобы о них забыли".